+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Инфраструктурная обеспеченность как фактор экономического роста в российских регионах

т. 28, вып. 8, август 2022

Получена: 20.02.2019

Получена в доработанном виде: 06.03.2019

Одобрена: 12.03.2019

Доступна онлайн: 30.08.2022

Рубрика: БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Коды JEL: H54, R11, R15

Страницы: 1756—1781

https://doi.org/10.24891/re.17.4.615

Мeльников Р.М. доктор экономических наук, профессор кафедры государственного регулирования экономики, Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация 
rmmel@mail.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 3472-1666

Предмет. Влияние инфраструктурной обеспеченности и пространственных внешних эффектов на динамику экономического роста в российских регионах.
Цели. Проверка гипотезы о том, что характеристики обеспеченности транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктурой данного и соседних регионов оказывают положительное влияние на динамику экономического роста, но это влияние различается для различных групп регионов.
Методология. Оценка панельных регрессий экономического роста с фиксированными эффектами и пространственными лагами основных объясняющих переменных для различных групп регионов (использованы данные Росстата).
Результаты. Расчеты показали, что регионы со специализацией в области обрабатывающей промышленности, имеющие средний уровень ВРП на одного занятого, в наибольшей степени выигрывают от реализации программ развития транспортной инфраструктуры, так как снижение транспортных издержек и сокращение сроков транспортировки оказывают существенное воздействие на расширение рыночных возможностей предприятий. Дефицит энергетических мощностей ощущается в северо-восточных регионах страны, на территории которых сосредоточены существенные запасы полезных ископаемых, разработка которых невозможна без создания энергетической инфраструктуры. Развитие инфраструктуры мобильной связи и Интернета оказало положительное влияние прежде всего на динамику экономического роста в регионах, специализирующихся на сфере услуг и имеющих высокий уровень ВРП на одного занятого.
Выводы. Реализация комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. внесет определенный вклад в повышение темпов экономического роста в регионах, специализирующихся на обрабатывающей и добывающей промышленности. Процесс распространения мобильной связи и широкополосного Интернета в российских регионах, успешно профинансированного за счет частных инвестиций, завершен, поэтому возможности использования этих факторов роста в значительной мере исчерпаны.

Ключевые слова: инфраструктура, региональная экономика, экономический рост, пространственные внешние эффекты, условная конвергенция

Список литературы:

  1. Медведев Д.А. Россия—2024: Стратегия социально-экономического развития // Вопросы экономики. 2018. № 10. С. 5—28. URL: Link
  2. Попов В.Е. Инвестиции в инфраструктуру и экономический рост: региональный аспект // Региональная экономика: теория и практика. 2009. Т. 7. Вып. 1. C. 59—68. URL: Link
  3. Aschauer D.A. Is Public Expenditure Productive? Journal of Monetary Economics, 1989, vol. 23, iss. 2, pp. 177–200. URL: Link90047-0
  4. Munnell A.H., Cook L.M. How Does Public Infrastructure Affect Regional Economic Performance? New England Economic Review, 1990, September-October, pp. 11–33. URL: Link
  5. Evans P., Karras G. Are Government Activities Productive? Evidence from a Panel of US States. The Review of Economics and Statistics, 1994, vol. 76, no. 1, pp. 1–11. URL: Link
  6. Holtz-Eakin D. Public-Sector Capital and the Productivity Puzzle. The Review of Economics and Statistics, 1994, vol. 76, no. 1, pp. 12–21. URL: Link
  7. Garcia-Mila T., McGuire T., Porter R. The Effects of Public Capital in State-Level Production Functions Reconsidered. The Review of Economics and Statistics, 1996, vol. 78, no. 1, pp. 178–180. URL: Link
  8. Shioji E. Public Capital and Economic Growth: A Convergence Approach. Journal of Economic Growth, 2001, vol. 6, iss. 3, pp. 205–227. URL: Link
  9. Boarnet M.G. Spillovers and the Locational Effects of Public Infrastructure. Journal of Regional Science, 1998, vol. 38, iss. 3, pp. 381–400. URL: Link
  10. Elhorst J.P. Spatial Econometrics: From Cross-Sectional data to Spatial Panels. Heidelberg, New York, Dordrecht, London, Springer, 2014, 119 p. URL: Link
  11. Lucas R.E. Jr. On the Mechanics of Economic Development. Journal of Monetary Economics, 1988, vol. 22, iss. 1, pp. 3–42. URL: Link90168-7
  12. Romer P.M. Endogenous Technological Change. Journal of Political Economy, 1990, vol. 98, no. 5, part 2, pp. 71–102. URL: Link
  13. Aghion P., Howitt P. Endogenous Growth Theory. Cambridge, MA, MIT Press, 1998, 708 p.
  14. Czernich N., Falck O., Kretschmer T., Woessmann L. Broadband Infrastructure and Economic Growth. The Economic Journal, 2011, vol. 121, iss. 552, pp. 505–532. URL: Link
  15. Harb G. The Economic Impact of the Internet Penetration Rate and Telecom Investments in Arab and Middle Eastern Countries. Economic Analysis and Policy, 2017, vol. 56, pp. 148–162. URL: Link
  16. Straub S. Infrastructure and Development: A Critical Appraisal of the Macro-Level Literature. The Journal of Development Studies, 2011, vol. 47, iss. 5, pp. 683–708. URL: Link
  17. Коломак Е.А. Эффективность инфраструктурного капитала в России // Журнал Новой экономической ассоциации. 2011. № 10. С. 74—93. URL: Link
  18. Исаев А.Г. Транспортная инфраструктура и экономический рост: пространственные эффекты // Пространственная экономика. 2015. № 3. С. 57—73. URL: Link
  19. Попов В.Е. Государственное стимулирование экономического роста через развитие инфраструктуры: теория и практика (на примере Дальнего Востока России) // Региональная экономика: теория и практика. 2010. Т. 8. Вып. 15. С. 43—53. URL: Link
  20. Нижегородцев Р.М., Горидько Н.П., Рослякова Н.А. Взаимосвязь между объемом ВРП и развитием транспортной инфраструктуры: опыт кластеризации регионов России // Региональная экономика: теория и практика. 2013. Т. 11. Вып. 33. С. 19—24. URL: Link
  21. Ефремов Э.И. Направления формирования электроэнергетической инфраструктуры в арктической зоне республики Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. 2013. Т. 11. Вып. 25. С. 22—26. URL: Link
  22. Архипов В.М., Окулова Е.Э. Общественная инфраструктура и экономическое развитие региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. Т. 5. Вып. 6. С. 177—181. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 30, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала