Предмет. Методический инструментарий оценки финансово-экономической результативности государственных инвестиций в программу академического лидерства «Приоритет 2030». Цели. Исследование зависимости целевых индикаторов результативности программ развития вузов — участников проекта «Приоритет 2030» от показателей оценки финансово-экономической эффективности их ресурсного обеспечения, позволяющее конкретизировать систему показателей и алгоритм расчета комплексного интегрального показателя результативности программ. Методология. Использовались экспертно-аналитические методы, а также неформализованные методы экономического анализа, отражающие аналитические процедуры на логическом уровне. Результаты. Решая задачи повышения международного статуса вузов России, государственная финансовая поддержка программ академического лидерства должна вписываться в регулярные механизмы нормативно-подушевого и программно-целевого финансирования. Основной результат данного исследования — интеграция методических приемов оценки результативности программ развития вузов с системой показателей эффективности государственной поддержки проекта «Приоритет 2030». Выводы. Совершенствование методологии оценки результативности и эффективности ресурсного обеспечения новой программы академического лидерства позволит научно обосновывать уровень достаточности финансового обеспечения для достижения конкретных измеримых результатов. Предложенный инструментарий целесообразно использовать для формирования не только общих параметров государственных инвестиций в развитие отечественных вузов, но и для корректировки объемов и источников финансирования организаций высшего образования России.
Ключевые слова: государственные инвестиции, целевые индикаторы, показатели результативности, интегральная оценка, государственная поддержка
Список литературы:
Клячко Т.Л., Новосельцев А.В., Одоевская Е.В., Синельников-Мурылев С.Г. Уроки пандемии коронавируса и возможное изменение механизма финансового обеспечения деятельности вузов // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 8—30. URL: Link
Абанкина И.В. Финансирование образования: тренд на персонализацию // Журнал Новой Экономической Ассоциации. 2019. № 1. С. 216—225. URL: Link
Салми Дж. Работают ли инициативы академического превосходства по созданию университетов мирового класса? // Международное высшее образование. 2016. № 87. С. 23—25. URL: Link
Аltbach Ph.G. The Costs and Benefits of World-Class Universities. International Higher Education, 2003. № 33. URL: Link
Зинченко Д.И., Егоров А.А. Моделирование эффективности российских университетов // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 23. № 1. С. 143—172. URL: Link
Егоров А.А. Оценка эффективности деятельности университетов на основе их производственных функций // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 4. С. 87—99. URL: Link
Корнейчук Б.В. Оценка эффективности государственных программ развития образования // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5. С. 105—110. URL: Link
Балаханова Д.К., Окунькова Е.А. Инвестиции в образование как фактор развития человеческого капитала // Экономика и управление: проблемы и решения. 2019. Т. 3. № 3. С. 123—130.
Рой О.М. Логический анализ государственных программ как инструмент повышения их эффективности // Дискурс-Пи. 2021. Т. 18. № 3. С. 48—63. URL: Link
Смолин О.Н. Высшее образование и наука: некоторые системные проблемы // Ректор вуза. 2020. № 5. С. 4—23.
Крохмаль Л.А., Фефелова А.А. К вопросу о законности государственной поддержки услуг высшего образования // Вестник Евразийской науки. 2019. Т. 11. № 4. С. 29. URL: Link
Постников В.М.,Спиридонов С.Б. Многокритериальный выбор варианта решения на основе аддитивной свертки показателей, являющихся членами арифметических прогрессий // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2015. № 11. С. 443—464. URL: Link
Харитоненко Л.Б. Подходы к оценке эффективности расходов федерального бюджета на высшее образование // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 7. С. 116—122. URL: Link
Наводнов В.Г., Мотова Г.Н., Рыжакова О.Е. Сравнение международных рейтингов и результатов российского мониторинга эффективности деятельности вузов по методике анализа лиг // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 130—151. URL: Link
Слепов В.А., Роденкова Т.Н., Алиев Д.К. Оценка эффективности механизма финансирования научно-технических проектов государственно-частного партнерства // Финансовая жизнь. 2019. № 4. С. 62—66.
Шаховская Л.С., Попкова Е.Г., Морозова И.А., Позднякова У.А. Оценки эффективности института ГЧП и рисков проектов, реализуемых на основе принципов ГЧП // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 447. URL: Link