Предмет. Ресторанная индустрия как сфера экономики впечатлений. Цели. Теоретическое и эмпирическое обоснование интерпретации ресторанной индустрии как одной из сфер экономики впечатлений. Методология. Использован контент-анализ, аспектный анализ, систематизация подходов отечественных и зарубежных авторов, текстовый анализ, LDA-анализ (latent Dirichlet allocation), эмпирическая база исследования включала 46 800 отзывов с сайта tripadvisor.ru по 1 074 ресторанов. Результаты. Систематизированы подходы отечественных и зарубежных авторов к рассмотрению ресторанного бизнеса в контексте экономики впечатлений. Проведен анализ отзывов потребителей в целях выявления роли формирования впечатлений при посещении ресторана для эмпирического обоснования возможности интерпретации ресторанного бизнеса как сферы экономики впечатлений. Доказано превалирование экономики впечатлений над экономическими мотивами выбора ресторанов. Область применения. Результаты будут полезны в разработке прикладных управленческих и маркетинговых инструментов в ресторанной индустрии, а также в дальнейшей концептуализации теории экономики впечатлений в сфере ресторанного бизнеса. Выводы. Ресторанный бизнес может быть интерпретирован как сфера экономики впечатлений, что подтверждает необходимость трансформации традиционного подхода к управлению заведениями питания, важность разработки инструментов, стимулирующих лояльность потребителя и нацеленных на формирование уникального впечатления при посещении ресторана.
Pine B.J. II, Gilmore J.H. Welcome to the Experience Economy. Harvard Business Review, 1998, vol. 76, no. 4, pp. 97–105. URL: Link
Stasiak A. New Spaces and Forms of Tourism in Experience Economy. Turyzm, 2013, vol. 23, no. 2, pp. 59–67. URL: Link
Ellis A., Park E., Kim S., Yeoman I. What is Food Tourism? Tourism Management, 2018, vol. 68, pp. 250–263. URL: Link
Richards G. Food Experience as Integrated Destination Marketing Strategy. The World Food Tourism Summit in Estoril, Portugal, April 10th, 2015. URL: Link
Przymus Z. Management Practices in the Experience Economy in the Restaurant Sector. Acta Universitatis Nicolai Copernici. Zarządzanie, 2019, vol. 46, no. 2, pp. 35–46. URL: Link
Groga-Bada A., Larrouquet E. “Beyond Goods and Services”: An Application of the Experience Economy and Strategic Management in the Restaurant Industry: A Qualitative Study of Restaurant Professionals. Umeå School of Business, Economics and Statistics, Umeå University, 2020, 77 p. URL: Link
Erkmen E. Managing Restaurant Attributes for Destination Satisfaction: What Goes beyond Food? Administrative Sciences, 2019, vol. 9, no. 1, pp. 19–29. URL: Link
Zhao Z. Restaurant Queuing Management in Experience Economy Era. DEStech Transactions on Environment, Energy and Earth Sciences, 2016. URL: Link
Ryu K., Han H. New or Repeat Customers: How Does Physical Environment Influence Their Restaurant Experience? International Journal of Hospitality Management, 2011, vol. 30, iss. 3, pp. 599–611. URL: Link
Van der Walt R., Greyling M., Kotzé T.G. Customers' Perceptions of Restaurant Experience in Gauteng. SAIMS 2014: Contemporary Management in Theory and Practice, 2014, pp. 149–157. URL: Link
Hwang J., Abbas J., Joo K. et al. The Effects of Types of Service Providers on Experience Economy, Brand Attitude, and Brand Loyalty in the Restaurant Industry. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2022, vol. 19, no. 6, pp. 3430–3444. URL: Link
Tuncer I. Customer Experience in the Restaurant Industry: Use of Smart Technologies. Handbook of Research on Smart Technology Applications in the Tourism Industry. IGI Global, 2020, pp. 254–272. URL: Link
Ahn J.A., Seo S. Consumer Responses to Interactive Restaurant Self-Service Technology (IRSST): The Role of Gadget-Loving Propensity. International Journal of Hospitality Management, 2018, vol. 74, pp. 109–121. URL: Link
Соломина И.Ю. Репрезентации инноваций в ресторанном бизнесе как фактор развития экономики впечатлений // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т. 13. № 2. С. 66—78. URL: Link
Петренко Е.С. Экономика впечатлений выведет рестораны из кризиса // Креативная экономика. 2009. Т. 3. № 3. С. 132—138. URL: Link
Поротникова Н.А. Экономика впечатлений и управление опытом потребителей на ресторанном рынке // Экономика и управление. 2011. № 12-2. С. 81—87. URL: Link
Драчева Е.Л., Христов Т.Т. Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. Т. 2. № 3. С. 36—50. URL: Link
Афанасьев О.Е. Гастрономический туризм: фокус на вкусовые впечатления // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т. 15. № 4. С. 5—6. URL: Link
Лагусев Ю.М., Балынин К.А. Гастрономические бренды как средства продвижения дестинаций // Сервис plus. 2016. Т. 10. № 2. С. 9—16. URL: Link