Загузина М.Ю.магистрант Института экономики и менеджмента, Национальный исследовательский Томский государственный университет (НИ ТГУ), Томск, Российская Федерация zaguzinamu@gmail.com
Предмет. Методики оценки уровня финансовой грамотности населения. Цели. Анализ существующих методик оценки финансовой грамотности и их актуализация в условиях внедрения цифровых технологий в финансовом секторе. Методология. Проведен обзор нормативных и методических материалов Банка России и Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), использован статистический анализ. Результаты. Выявлены изменения, происходящие на финансовом рынке, в части операций физических лиц; систематизированы методики финансовой грамотности, используемые НАФИ, Банком России, Министерством финансов РФ; обнаружены проблемы развития финансовых услуг для физлиц в условиях цифровизации и дополнен перечень критериев для оценки финансовой грамотности населения. Данные критерии могут быть включены в методики оценки финансовой грамотности населения, используемые Банком России и НАФИ. Выводы. У населения не сформирован достаточный уровень финансовых знаний и компетенций. В то же время с переходом в цифровую среду получения финансовых продуктов и услуг возрос уровень мошенничества в финансовой сфере. Данные изменения должны найти отражение в новых критериях для оценки финансовой грамотности населения страны.
Кибакин М.В. Использование индексного метода в социальной диагностике финансовой культуры российской молодежи // Инноватика и экспертиза: научные труды. 2018. № 4. С. 106—113. URL: Link
Брыкин А.В., Кунижева Д.А., Большунова С.А. Методологические подходы к исследованию финансово-экономической культуры // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т. 11. № 6. С. 73—80. URL: Link
Восканян Р.О. Финансовая грамотность как условие формирования финансовой культуры // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1. С. 86—88. URL: Link
Hastings J.S., Madrian B.C., Skimmyhorn W.L. Financial Literacy, Financial Education and Economic Outcomes. NBER Working Paper, 2012, no. 18412, 42 p. URL: Link
Кокина А.О. Три важных компонента финансовой грамотности и их роль в повышении культуры финансового поведения молодежи // Science Time. 2022. № 1. С. 37—40. URL: Link
Лаврентьев В.А., Лаврентьева Л.В. Цифровые технологии как инструмент повышения финансовой культуры населения: отечественный и зарубежный опыт // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 6. С. 66—70.
Семеко Г.В. Финансовая грамотность в России: проблемы и пути их решения // Экономические и социальные проблемы России. 2019. № 1. С. 70—98. URL: Link
Устинова К.А. Анализ факторов, определяющих финансовую грамотность и материальное положение населения // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. № 12. С. 2276—2291. URL: Link
Кибакин М.В. Критериальные аспекты социальной диагностики финансовой культуры населения Российской Федерации // Инноватика и экспертиза: научные труды. 2019. № 2. С. 136—143.
Кузина О.Е. Финансовая компетентность россиян: результаты международного сравнительного исследования // Деньги и кредит. 2015. № 5. С. 64—68.
Никитина Т.В., Дембинскайте В.С., Скалабан М.П. Финансовая грамотность и ее детерминанты // Известия СПбГЭУ. 2020. № 5. С. 78—83. URL: Link