Предмет. Индикаторы российского страхового рынка, ключевые проблемы его функционирования и построение целевой модели развития рынка, основанной на опыте зарубежных рынков страховых услуг. Цели. Провести анализ индикаторов российского страхового рынка за 2005—2022 гг., выявить ключевые проблемы, разработать комплекс рекомендаций для решения проблем, оценить потенциальную эффективность предложенных мер путем прогнозирования и моделирования показателей рынка в долгосрочной перспективе в результате реализации рекомендаций. Методология. Использованы данные статистики за исследуемый период, применены контент-анализ источников, методы экспертных оценок и корреляционно-регрессионного анализа. Результаты. Выявлено, что ключевые проблемы функционирования российского рынка страховых услуг обусловлены высоким уровнем его операционных расходов, что во многом является следствием зависимости страхового рынка от банковского сектора. Результатом такой зависимости являются завышенные комиссионные вознаграждения банкам, высокая стоимость страховых продуктов и их низкая клиентская ценность, а также недобросовестные практики банков при продаже страховых полисов. Все это способствует формированию у населения низкого уровня доверия страховщикам и снижению спроса на страхование. Выводы. Для повышения эффективности функционирования страхового рынка России необходима реализация комплекса мер по его клиентоцентричной трансформации, учитывающих лучшие практики зарубежных рынков. Предлагаемые меры включают в себя законодательные реформы, направленные на усиление регулирования в сфере защиты прав потребителей и регламентации видов страхования, а также ряд мероприятий на уровне страховых компаний. Согласно построенным моделям прогнозирования в результате трансформации рынка к 2027 г. темп прироста количества договоров страхования превысит текущий в 5,4 раза, а темп прироста объема страховых премий будет выше текущего как минимум в 2,9 раза.
Ключевые слова: клиентоцентричная трансформация, банковский канал продаж, операционные расходы, клиентская ценность, защита прав потребителей
Список литературы:
Ахвледиани Ю.Т. Защита потребителей страховых услуг как фактор развития финансового рынка // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 4. С. 257—262. URL: Link
Звягинцева Е.А., Суслякова О.Н. Рынок страхования жилья от чрезвычайных ситуаций в России и перспективы его развития // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8. С. 117—122. URL: Link
Овсяницкий О.С. Страхование жилья от чрезвычайных ситуаций: вопросы реализации // Современные страховые технологии. 2018. № 6. С. 26—29. URL: Link
Цыганов А.А., Брызгалов Д.В. Цифровизация страхового рынка: задачи, проблемы и перспективы // Экономика. Налоги. Право. 2018. № 2. С. 111—120. URL: Link
Хоминич И.П., Пискарев Д.М., Соловьева Ю.А. и др. Цифровые финансовый и страховой рынки: риски участников, технологии, регулирование (российская и зарубежная практика). М.: Русайнс, 2021. 234 с.
Саввина О.В., Хоминич И.П. Либерализация страховых рынков Азиатско-Тихоокеанского региона // Финансы. 2019. № 1. С. 37—41. URL: Link
Chaddock R.E. Principles and Methods of Statistics. 1st ed. Cambridge, Houghton Mifflin Company, 1925, 471 p.
Тарасова Ю.А., Хохлова Е.С. Степень влияния банковского сектора на страховой рынок // ЭКО. 2019. № 12. С. 154—169. URL: Link
Фишберн П. Теория полезности для принятия решений. М.: Наука, 1978. 352 с.