+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Цифровая трансформация поведения потребителя и социально-экономическая политика государства

т. 29, вып. 9, сентябрь 2023

Получена: 11.05.2020

Получена в доработанном виде: 29.05.2020

Одобрена: 15.06.2020

Доступна онлайн: 28.09.2023

Рубрика: Финансовый контроль

Коды JEL: D10, D83, O15, O33

Страницы: 2122–2142

https://doi.org/10.24891/ni.16.8.1497

Егина Н.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, Российская Федерация 
avantacom@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-5483-0355
SPIN-код: 2167-2651

Предмет. Влияние детерминант цифровой трансформации на модель поведения потребителя.
Цели. Разработка авторского подхода к корректировке социально-экономической политики государства, направленной на аккумуляцию положительных эффектов от цифровой трансформации потребления домашних хозяйств и формирование нового «общества потребления».
Методология. Исследование проведено с применением принципов системно-интегративного и междисциплинарного подходов.
Результаты. Обоснованы научная концепция о становлении цифровой парадигмы развития современного общества и трансформации потребления и концептуальная модель экономического поведения потребителя в условиях цифровой экономики в целях обогащения и развития теории потребления. Определены социально-экономические и институциональные механизмы, направленные на аккумуляцию положительных эффектов от цифровой трансформации потребления домашних хозяйств и формирование нового «общества потребления».
Выводы. Внедрение новейших технологий, ускорение глобализации, применение информации как ключевого фактора производства — это признаки, свидетельствующие о формировании новой парадигмы экономического развития, — цифровой экономики. Разработана авторская концептуальная модель поведения потребителя, в которой субъект является, с одной стороны, центром своей собственной экосистемы потребления, адекватной именно его потребностям, а с другой, посредством связанных элементов цифровой среды — создает «цифровой след», полезный и для других участников социально-экономической системы. Понимание данного феномена позволило описать социальные и экономические экстерналии, порождаемые цифровизацией потребления, а также сформулировать финансовые и институциональные механизмы политики государства, направленные на нейтрализацию отрицательных эффектов и формирование нового «общества потребления».

Ключевые слова: цифровая экономика, модель поведения потребителя, цифровой потребитель, цифровая экосистема потребления, капитал доверия

Список литературы:

  1. Akerlof G. The Market for “Lemons”. Quality Uncertainty and the Market Mechanism. Quarterly Journal of Economics, 1970, vol. 84, iss. 3, pp. 488–500. URL: Link
  2. Кастельс М., Химанен П. Информационное общество и государство благосостояния: финская модель / пер. с англ. М.: Логос, 2002. 224 с.
  3. Kahneman D., Tversky A. Advances in Prospect Theory: Cumulative Representation of Uncertainty. Journal of Risk and Uncertainty, 1992, vol. 5, iss. 4, pp. 297–323. URL: Link
  4. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966. 462 с.
  5. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Bethesda, MD, World Futures Society, 1981, 171 p.
  6. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции / пер. с англ. М.: Национальный общественно-научный фонд, 2003. 304 c.
  7. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта / пер. с англ. Киев: ITN Пресс, 1999. 403 с.
  8. Thaler R. Mental Accounting and Consumer Choice. Marketing Science, 1985, vol. 4, iss. 3, pp. 199–214.
  9. Антипина О.Н. Потребительское поведение и рыночное ценообразование в информационной экономике под воздействием долгов // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2014. № 1. С. 19—36. URL: Link
  10. Долгин А. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. М.: АСТ, 2010. 224 с.
  11. Стрелец И.А. Инновационная экономика. М.: МГОУ, 2012. 288 с.
  12. Дятлов С. Энейро-сетевая гиперконкурентная экономика. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. 133 с.
  13. Овруцкий А.В. Социальная философия потребления: методологические и теоретические аспекты. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. 216 с.
  14. Martin W.J. The Global Information Society. Aldershot, Aslib Gower, 1997, 177 p.
  15. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с фр. М.: Республика: Культурная революция, 2006. 268 с.
  16. Егина Н.А. Трансформация модели поведения потребителя в условиях цифровой экономики // Финансы и кредит. 2019. Т. 25. Вып. 9. С. 1971—1986. URL: Link
  17. Егина Н.А. Социально-экономическая политика государства в условиях цифровой трансформации: зарубежный опыт и приоритеты России // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 10. С. 2123—2131.
  18. Александров Ю.Л., Демченко О.С. Россия в 1995—2009 годах: потребительские расходы и инвестиции // Российское предпринимательство. 2010. № 8. C. 4—11. URL: Link
  19. Соболев Э.Н. Оплата труда в системе социально-трудовых отношений: стереотипы и российские реалии. М.: Институт экономики РАН, 2017. 46 с. URL: Link
  20. Капелюшников Р. Производительность и оплата труда: немного простой арифметики // Вопросы экономики. 2014. № 3. C. 36—61. URL: Link
  21. Кадомцева С.В., Манахова И.В. Современная парадигма социально-экономического развития. Ч. III: Гуманизация воспроизводства // Вестник СГСЭУ. 2019. № 1. С. 26—30.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 30, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала