Предмет. Цифровая премия в ценах акций как риск-фактор многофакторных моделей ценообразования активов на шведском и российском фондовом рынках. Цели. Оценить уровень цифровой премии как риск-фактора многофакторных моделей ценообразования на шведском и российском фондовом рынках. Методология. Основным методом исследования является анализ финансовой и нефинансовой отчетности 26 шведских публичных компаний и 51 отечественного эмитента с помощью использования корпоративного индекса цифровой зрелости Л. Бликсен-Финеке и Э.И. Гибадуллина соответственно. Результаты. Выявлена статистическая значимость фактора цифровой премии на отечественном фондовом рынке, а также зарождающийся тренд превышения исторической доходности инвестиционного портфеля акций компаний с высоким уровнем цифровой зрелости над портфелем акций компаний с низким уровнем. Результаты позволяют модифицировать актуальные многофакторные модели ценообразования активов для повышения их объясняющих возможностей. Выводы. Обнаруженные эмпирические свидетельства существования ценовой аномалии в виде цифровой премии создают необходимую доказательную базу для исследований, нацеленных на развитие многофакторных моделей ценообразования активов на отечественном фондовом рынке. Данные результаты создают фундамент для факторного инвестирования, основанного на отборе акций компаний в портфель на основе уровня цифрового развития. Выводы могут быть полезны для профессионалов финансового рынка, включая инвесторов, портфельных менеджеров, аналитиков и регуляторов.
Ключевые слова: цифровизация, индекс цифровой зрелости, цифровая премия, факторное инвестирование
Список литературы:
Stolterman E., Fors A.C. Information Technology and the Good Life. In: Kaplan B., Truex D.P., Wastell D. et al. (eds) Information Systems Research: Relevant Theory and Informed Practice. Boston, Springer, 2004. URL: Link
Криничанский К.В., Лымарь А.И., Тюкина У.Е. и др. Цифровизация финансовых рынков: новые компетенции: монография / под ред. К.В. Криничанского, Б.Б. Рубцова. М.: КноРус, 2021. 128 с.
Криничанский К.В., Генкин А.С., Клочкова Е.Н. и др. Финансовые рынки: цифровая трансформация: монография / под ред. К.В. Криничанского, Б.Б. Рубцова. М.: РУСАЙНС, 2021. 184 с.
Лаврушин О.И., Криничанский К.В., Рубцов Б.Б. и др. Финансовая система: цифровой вызов. М.: КноРус, 2022. 232 с.
Черкасова В.А., Слепушенко Г.А. Влияние цифровизации бизнеса на финансовые показатели российских компаний // Финансы: теория и практика. 2021. Т. 25. № 2. С. 128—142. URL: Link
Sommarberg M., Mäkinen S.J. A method for anticipating the disruptive nature of digitalization in the machine-building industry. Technological Forecasting and Social Change, 2019, vol. 146, pp. 808–819. URL: Link
Ribeiro-Navarrete S., Botella-Carrubi D., Palacios-Marqués D., Orero-Blat M. The effect of digitalization on business performance: An applied study of KIBS. Journal of Business Research, 2021, vol. 126, pp. 319–326. URL: Link
Гибадуллин Э.И. Теоретические основы влияния цифровизации бизнеса на цену акций компании // Казанский экономический вестник. 2021. № 5. С. 77—85. URL: Link
Гибадуллин Э.И. Понятие цифровой премии и анализ рынков // Казанский экономический вестник. 2022. № 2. С. 136—147. URL: Link
Eremina Y., Lace N., Bistrova J. Digital Maturity and Corporate Performance: The Case of the Baltic States. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, 2019, vol. 5, iss. 3, p. 54. URL: Link