Предмет. Возможности анализа социальных проектов крупных корпораций по данным публичной отчетности. Цели. Определение проблем, возникающих при анализе социальных программ, развитие инструментария анализа программ социальной ответственности корпораций. Методология. Использованы методы экономического анализа, а также индукция и дедукция. Результаты. Предложена методика анализа направлений социальных проектов крупных корпораций по данным публичной финансовой и нефинансовой отчетности. Осуществлен анализ социальных стратегий, реализуемых ПАО «Газпром» и ПАО «Лукойл», с позиций удовлетворения интересов разных сторон: государства, сотрудников, общества. Сформулирована проблема, которая заключается в отсутствии единых критериев отнесения к разным группам социальных расходов в нефинансовой отчетности корпораций, что снижает аналитичность данных и не позволяет достоверно ранжировать корпорации по уровню социальной ответственности. Область применения. Результаты могут быть использованы для развития методики анализа социальной ответственности бизнеса, а также для финансового измерения социальных проектов. Выводы. Объемы финансирования социальных программ зависят как от типа собственника в структуре капитала корпораций, так и от масштабов деятельности и объемов генерируемой прибыли. Отсутствуют единые критерии отнесения к разным группам социальных расходов, что затрудняет сопоставление данных и одной компании за ряд лет, и ряда компаний в рамках одной отрасли.
Акофф Р.Л. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985. 327 с.
Дженсен М., Меклинг У.Х. Теория фирмы: поведение менеджеров, агентские издержки и структура капитала // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2004. № 4. С. 118—191.
Бухвалов А.В. Теория фирма и теория корпоративного управления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2004. № 4. С. 99—117. URL: Link
Боронина Э.С., Остапова В.В., Никифорова Л.Е. и др. Эволюция публичной отчетности: от финансовых форм до интегрированных отчетов по устойчивому развитию: монография. Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2016. 260 с.
Радионов В.В., Боронина Э.С. Интегрированная отчетность как инструмент обеспечения устойчивого развития организаций региона // Вестник НГУЭУ. 2014. № 4. С. 137—143. URL: Link
Боронина Э.С. Опыт подготовки интегрированного отчета организацией российской системы высшего образования // Международный бухгалтерский учет. 2018. Т. 21. Вып. 1. С. 65—85. URL: Link
Вахрушина А.А. Раскрытие показателей о достижении целей устойчивого развития в отчетности российских вузов на основе ESG-подхода. Часть II // Международный бухгалтерский учет. 2023. Т. 26. Вып. 10. С. 1076—1102. URL: Link
Малиновская Н.В. Анализ корпоративной отчетности российских компаний на соответствие принципам интегрированной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2016. № 15. С. 17—30. URL: Link
Маркеева А.В., Калиновская К.В. Модернизация корпоративной социальной ответственности на различных этапах жизненного цикла организации // Креативная экономика. 2018. Т. 12. № 11. С. 1833—1854. URL: Link
Жунчао Ци. Корпоративная социальная ответственность как неотъемлемая часть эффективной деятельности организации // Вестник ГУУ. 2019. № 12. С. 154—158. URL: Link
Башкина Н.А., Клым-Еремина Н.В., Орлов В.В. Влияние организационной культуры на бренд корпорации // Вестник ГУУ. 2020. № 2. С. 5—11. URL: Link
Васин С.М., Тугускина Г.Н., Рожкова Л.В., Сальникова О.В. Роль корпоративной социальной ответственности в формировании конкурентных преимуществ современных организаций // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2019. № 3. С. 217—225. URL: Link
Arena C. The High-Purpose Company: The TRULY Responsible (and Highly Profitable) Firms That Are Changing Business Now. Harper Collins Publishers, 2010.
Freeman E.R., Liedtka J.M. Corporate Social Responsibility: A Critical Approach. Business Horizons, 1991, vol. 34, iss. 4, pp. 92–98.
Porter M.E., Kramer M. Strategy and Society: The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility. Harvard Business Review, 2006.
Adizes I. Corporate Lifecycles: How and Why Corporations Grow and Die and What to Do About It. Prentice Hall, 1990, 384 p.