+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Финансовая грамотность и финансовая культура: новый концептуальный подход к определению и пониманию

Купить электронную версию статьи

т. 30, вып. 7, июль 2024

Получена: 16.11.2023

Получена в доработанном виде: 22.02.2024

Одобрена: 07.03.2024

Доступна онлайн: 30.07.2024

Рубрика: ТЕОРИИ ФИНАНСОВ

Коды JEL: А13, А29, В41, I26, I28

Страницы: 1493-1509

https://doi.org/10.24891/fc.30.7.1493

Гришина О.А. доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский и проектный институт городского транспорта города Москвы, Москва, Российская Федерация 
GrishinaOA6@mgt.mos.ru

https://orcid.org/0000-0001-9033-8555
SPIN-код: 4428-6243

Гришин А.И. кандидат экономических наук, доцент кафедры интегрированных коммуникаций и рекламы факультета рекламы и связей с общественностью, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва, Российская Федерация 
Grishin.AI@rggu.ru

https://orcid.org/0000-0002-7339-9361
SPIN-код: 6232-6185

Предмет. Взаимосвязь двух экономических категорий — финансовой грамотности и финансовой культуры.
Цели. Выработка нового концептуального подхода к определению финансовой грамотности и финансовой культуры, потенциально способного стать общепринятым.
Методология. Использован анализ, системный социокультурный подход.
Результаты. Выработан принципиально новый концептуальный подход к определению финансовой культуры и финансовой грамотности, а также предложены авторские дефиниции данных понятий. Между используемыми понятиями установлены строгие логические и иерархические связи.
Область применения. Результаты могут использоваться государственными и финансовыми институтами при разработке перечня мероприятий, связанных с реализацией Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 г.
Выводы. Предлагаемое уточнение понятий «финансовая грамотность» и «финансовая культура», а также выявление взаимосвязей между ними повысит эффективность реализуемой государственными и финансовыми институтами деятельности, связанной с финансовой грамотностью и финансовой культурой, в том числе за счет перехода в целеполагании от парадигмы финансовой культуры к парадигме финансовой грамотности.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая культура, финансовые ценности, финансовое просвещение

Список литературы:

  1. Дорждеев А.В., Горшкова Н.В. Лженаука и финансовая грамотность населения // Logos et Praxis. 2015. № 3. С. 176—182. URL: Link
  2. Sholevar M., Harris L. Mind the Gap: Towards a New Definition for Financial Literacy. Research Centre for Global Finance, Department of Finance and Management, SOAS, University of London, 2019.
  3. Зеленцова А.В., Блискавка Е.А., Демидов Д.Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и практика. М.: ЦИПСиР, КноРус, 2013. 112 с.
  4. Шейн Э.X. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002. 336 с.
  5. Hofstede G., Hofstede G.J., Minkov M. Cultures and Organizations: Software of the Mind. 3rd ed. McGraw Hill, 2010, 576 p.
  6. Trompenaars F., Hampden-Turner C. Riding the Waves of Culture: Understanding Diversity in Global Business. 3rd ed. McGraw Hill, 2012, 400 p.
  7. Hills M.D. Kluckhohn and Strodtbeck's Values Orientation Theory. Online Readings in Psychology and Culture, 2002, vol. 4, iss. 4. URL: Link
  8. Kluckhohn F.R., Strodtbeck F.L. Variations in Value Orientations. Evanston, IL, Row, Peterson, 1961.
  9. Ahunov M., van Hove L. National Culture and Financial Literacy: International Evidence. Applied Economics, 2020, vol. 52, iss. 21, pp. 2261–2279. URL: Link
  10. Csorba L. The Determining Factors of Financial Culture, Financial Literacy and Financial Behavior. Public Finance Quarterly, 2020, vol. 65, iss. 1, pp. 67–83. URL: Link
  11. Cupák A., Fessler P., Silgoner M., Ulbrich E. Exploring Differences in Financial Literacy Across Countries: The Role of Individual Characteristics and Institutions. Social Indicators Research, 2021, vol. 158, pp. 409–438. URL: Link
  12. De Beckker K., de Witte K., van Campenhout G. The Role of National Culture in Financial Literacy: Cross‐Country Evidence. Journal of Consumer Affairs, 2020, vol. 54, iss. 3, pp. 912–930. URL: Link
  13. Henchoz C., Coste T., Wernli B. Culture, Money Attitudes and Economic Outcomes. Swiss Journal of Economics and Statistics, 2019, vol. 155. URL: Link
  14. Gee J. Socio-Cultural Approaches to Literacy (Literacies). Annual Review of Applied Linguistics, 1991, vol. 12, pp. 31–48. URL: Link
  15. Лерман Е.Б., Соловьева О.Б. Формирование финансовой культуры в России: проблемы и пути решения // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 1. С. 130—143. URL: Link
  16. Данченко Е.А., Шлыкова И.А. Отторгаемая финансовая грамотность населения как особый вид финансового поведения // Вестник РГЭУ РИНХ. 2022. № 3. С. 147—151. URL: Link
  17. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 804 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 30, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала