Гришин А.И.кандидат экономических наук, доцент кафедры интегрированных коммуникаций и рекламы факультета рекламы и связей с общественностью, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва, Российская Федерация Grishin.AI@rggu.ru https://orcid.org/0000-0002-7339-9361 SPIN-код: 6232-6185
Предмет. Взаимосвязь двух экономических категорий — финансовой грамотности и финансовой культуры. Цели. Выработка нового концептуального подхода к определению финансовой грамотности и финансовой культуры, потенциально способного стать общепринятым. Методология. Использован анализ, системный социокультурный подход. Результаты. Выработан принципиально новый концептуальный подход к определению финансовой культуры и финансовой грамотности, а также предложены авторские дефиниции данных понятий. Между используемыми понятиями установлены строгие логические и иерархические связи. Область применения. Результаты могут использоваться государственными и финансовыми институтами при разработке перечня мероприятий, связанных с реализацией Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 г. Выводы. Предлагаемое уточнение понятий «финансовая грамотность» и «финансовая культура», а также выявление взаимосвязей между ними повысит эффективность реализуемой государственными и финансовыми институтами деятельности, связанной с финансовой грамотностью и финансовой культурой, в том числе за счет перехода в целеполагании от парадигмы финансовой культуры к парадигме финансовой грамотности.
Дорждеев А.В., Горшкова Н.В. Лженаука и финансовая грамотность населения // Logos et Praxis. 2015. № 3. С. 176—182. URL: Link
Sholevar M., Harris L. Mind the Gap: Towards a New Definition for Financial Literacy. Research Centre for Global Finance, Department of Finance and Management, SOAS, University of London, 2019.
Зеленцова А.В., Блискавка Е.А., Демидов Д.Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и практика. М.: ЦИПСиР, КноРус, 2013. 112 с.
Шейн Э.X. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002. 336 с.
Hofstede G., Hofstede G.J., Minkov M. Cultures and Organizations: Software of the Mind. 3rd ed. McGraw Hill, 2010, 576 p.
Trompenaars F., Hampden-Turner C. Riding the Waves of Culture: Understanding Diversity in Global Business. 3rd ed. McGraw Hill, 2012, 400 p.
Hills M.D. Kluckhohn and Strodtbeck's Values Orientation Theory. Online Readings in Psychology and Culture, 2002, vol. 4, iss. 4. URL: Link
Kluckhohn F.R., Strodtbeck F.L. Variations in Value Orientations. Evanston, IL, Row, Peterson, 1961.
Ahunov M., van Hove L. National Culture and Financial Literacy: International Evidence. Applied Economics, 2020, vol. 52, iss. 21, pp. 2261–2279. URL: Link
Csorba L. The Determining Factors of Financial Culture, Financial Literacy and Financial Behavior. Public Finance Quarterly, 2020, vol. 65, iss. 1, pp. 67–83. URL: Link
Cupák A., Fessler P., Silgoner M., Ulbrich E. Exploring Differences in Financial Literacy Across Countries: The Role of Individual Characteristics and Institutions. Social Indicators Research, 2021, vol. 158, pp. 409–438. URL: Link
De Beckker K., de Witte K., van Campenhout G. The Role of National Culture in Financial Literacy: Cross‐Country Evidence. Journal of Consumer Affairs, 2020, vol. 54, iss. 3, pp. 912–930. URL: Link
Henchoz C., Coste T., Wernli B. Culture, Money Attitudes and Economic Outcomes. Swiss Journal of Economics and Statistics, 2019, vol. 155. URL: Link
Gee J. Socio-Cultural Approaches to Literacy (Literacies). Annual Review of Applied Linguistics, 1991, vol. 12, pp. 31–48. URL: Link
Лерман Е.Б., Соловьева О.Б. Формирование финансовой культуры в России: проблемы и пути решения // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 1. С. 130—143. URL: Link
Данченко Е.А., Шлыкова И.А. Отторгаемая финансовая грамотность населения как особый вид финансового поведения // Вестник РГЭУ РИНХ. 2022. № 3. С. 147—151. URL: Link
Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 804 с.