Шмырева А.И.доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансового рынка и финансовых институтов, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ), Новосибирск, Российская Федерация a.i.shmyreva@edu.nsuem.ru https://orcid.org/0000-0002-2664-9137 SPIN-код: 1745-7433
Предмет. Основные параметры оценки банковского продукта с точки зрения их эффективности. Цели. Оценить и проанализировать показатели, отражающие эффективность продукта банка. Рассмотреть гипотезу о возможности разделения показателей эффективности банковского продукта на качественные и количественные. Методология. Использованы методы анализа и обобщения. Результаты. Показано, что эффективность банковского продукта следует рассматривать с точки зрения показателей, которые являются коэффициентами и отражают количественную сторону параметра эффективности. Например, обеспеченность банками и банковскими продуктами, финансовая обеспеченность банковскими продуктами по активам в текущем периоде, финансовая обеспеченность банковскими кредитами, показатель сбережений или вкладов, а также комплексный показатель обеспеченности продуктами банка населения. Оценка качественных показателей будет осуществляться при помощи информации, представленной в СМИ, отзывов клиентов на сайтах-агрегаторах, а также исходя из положения банка в официальных рейтингах с опорой на такие критерии, как компетентность работников, надежность, доступность, понимание, коммуникация, доверие, безопасность. Область применения. Результаты могут быть использованы в деятельности коммерческих банков при внутренней оценке и могут быть полезны для стейкхолдеров. Выводы. Оценку количественных показателей эффективности необходимо производить при помощи не только указанных формул, но и нормативов Банка России, содержащих параметры банковского продукта, а также финансовых показателей региона, где банк ведет деятельность.
Вагайцева В.П. Методические аспекты оценки качественных параметров банковского продукта // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Т. 13. № 9-1. С. 419—430.
Назарчук Н.П. Особенность предоставления банковских продуктов и услуг в России // Финансовая экономика. 2023. № 11. С. 229—233.
Крикливец А.А., Сухомыро П.С. Понятие эффективности в экономической науке // Молодой ученый. 2019. № 2. С. 237—239.
Плюснина О.В., Власова А.Р. Анализ удовлетворенности клиентов в сфере банковских услуг // Молодой ученый. 2020. № 8. С. 315—318.
Родин Д.Я., Соломонова Е.А. Тенденции каналов продвижения банковских продуктов и услуг в эпоху диджитализации // Деловой вестник предпринимателя. 2022. № 1. С. 213—217. URL: Link
Соколинская Н.Э., Салямов И.Ш. Анализ ликвидности банковского сектора России за период с 2017 по 2023 годы // Финансовые рынки и банки. 2023. № 4. С. 86—90. URL: Link
Батталова Э.Р. Ликвидность коммерческого банка как фактор финансовой устойчивости // Трибуна ученого. 2022. № 1. С. 142—146. URL: Link
Швед Д.Е. О понятиях «банковский продукт» и «банковская услуга» // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 56—64.
Соколинская Н.Э. Методы исследования эффективности продвижения новых цифровых продуктов и услуг кредитных организаций // Финансовые рынки и банки. 2020. № 5. С. 59—64. URL: Link
Bellardini L., Del Gaudio B.L., Previtali D., Verdoliva V. How do banks invest in FinTechs? Evidence from advanced economies. Journal of International Financial Markets, Institutions and Money, 2022, vol. 77, 101498. URL: Link
Le T.DQ., Ngo T. The determinants of bank profitability: A cross-country analysis. Central Bank Review, 2020, vol. 20, iss. 2, pp. 65–73. URL: Link
Li E., Mao M.O., Zhang H.F., Zheng H. Banks' investments in FinTech ventures. Journal of Banking & Finance, 2023, vol. 149, 106754. URL: Link
Uddin M.D., Akter Sh., Mollah S., Al Mahi M. Differences in bank and microfinance business models: An analysis of the loan monitoring systems and funding sources. Journal of International Financial Markets, Institutions and Money, 2022, vol. 80, 101644. URL: Link