Туаева А.Г.ведущий специалист-эксперт Департамента финансовой политики Минфина России ;
Рынок жилищно-коммунального хозяйства в России составляет 1,8 трлн.рублей. По оценкам специалистов, реформирование и модернизация ЖКХ будут стоить России более 510 млрд.руб. Ежегодный объем инвестиций в ЖКХ, по данным Росстроя, составляет 220-240 млрд. руб. Однако эти средства рассредоточены по более чем 50 тысячам предприятий и это капля в море потребностей в финансировании модернизаций коммунальной инфраструктуры. Главный инструмент, минимизирующий инвестиционные риски частного оператора, - последовательная и прогнозируемая тарифная политика. Отношения в сфере ЖКХ носят нерыночный характер. Поставщики основных и самых дорогих коммунальных услуг - это локальные монополисты. Таким образом, тарифы в данной сфере подвержены регулированию. Существующая система тарифного регулирования не стимулировала приток внебюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов в области коммунальной инфраструктуры. Важным элементом для инвестирования и модернизации коммунального хозяйства стал Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». В результате принятия этого Закона на модернизацию выделена инвестиционная надбавка, которая гарантирует возврат инвестиций. Выделение надбавки из цены прежде всего призвано стимулировать банковско-финансовую систему к работе на рынке ЖКХ. Однако в ходе реализации данного закона выявились проблемы. В данной статье проводится попытка анализа причин возникновения и способов решения проблем тарифного регулирования в данной сфере.