Включен в перечень ВАК по специальностямЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:5.2.1. Экономическая теория 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика 5.2.4. Финансы 5.2.5. Мировая экономика 5.2.6. Менеджмент ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ: 5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике Реферирование и индексированиеРИНЦReferativny Zhurnal VINITI RAS Worldcat LCCN Permalink Google Scholar Электронные версии в PDFEastvieweLIBRARY.RU Biblioclub |
Журнал «Финансы и кредит»6(174) - 2005 февраль
Материалы научно-практического семинара"Перспективы развития государственных и муниципальных финансов в России", прошедшего в Финансовой академии при Правительстве РФ 30 ноября 2004 года Проблемы и перспективы развития государственных и муниципальных финансов в России
Необходимо разрабатывать и широко обсуждать перспективы развития государственных и муниципальных финансов, оценивать их соответствие современным требованиям развития Российской Федерации, обоснованность выбора направлений и механизмов государственного финансового регулирования социально-экономических процессов в условиях проведения широкомасштабных реформ в нашей стране и высокого уровня ее зависимости от внешних факторов. К сожалению, реальные мероприятия, в том числе в области уточнения финансово-бюджетного законодательства, говорят о существенном расхождении между целью финансовой политики - обеспечением устойчивого макроэкономического роста и стабильности, - и мероприятиями по ее реализации. Финансовые аспекты реформирования бюджетного сектора экономики
Переход на новые принципы финансирования организаций бюджетной сферы может быть осуществлен разумно только при создании условий, обеспечивающих эффективное функционирование нового финансового механизма в рыночных условиях, исключающего стремление государства заменить бюджетное финансирование внебюджетными средствами, а также направленного на стимулирование организаций в привлечении внебюджетных средств и обеспечивающего переход к конкурентным и контрактным механизмам финансирования учреждений и организаций отраслей социальной сферы. Основные тенденции реформирования финансового законодательства
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (в ред. Федерального закона № 120-ФЗ) в области регулирования бюджетной деятельности органов местного самоуправления, а также в области регулирования межбюджетных отношений субъектов РФ и муниципальных образований к полномочиям субъектов РФ относится достаточно большой перечень вопросов. Отдельные полномочия субъектов РФ были им присущи в соответствии с Бюджетным кодексом РФ прежней редакции и получили определенное нормативно-правовое развитие в региональном законодательстве. Вместе с тем достаточно большой перечень вопросов по регулированию бюджетной деятельности органов местного самоуправления впервые включен в компетенцию субъектов РФ и требует соответствующего нормативно-правового регулирования. Разграничение полномочий между органами власти по установлению налогов, определению их элементов и введению в действие
Рассматриваются проблемы, относящиеся к разграничению полномочий органов власти, вызванные игнорированием законодателем конституционных принципов налогообложения. Например, для определения видов предпринимательской деятельности, расчета величины базовой доходности необходимо принятие закона субъекта РФ о едином налоге. Применение в этой части специального налогового режима невозможно без необходимого законодательного регулирования на уровне субъекта РФ. Возникает коллизия федеральных и региональных норм, поскольку положениями федерального закона может быть предусмотрен более благоприятный для налогоплательщиков режим налогообложения, в частности, расширены значения корректирующего коэффициента. В таком случае налогоплательщики будут иметь право на перерасчет и возврат налога, оказавшегося излишне уплаченным вследствие применения значения коэффициента, установленного законом субъекта, принятого на основе ранее действующих положений федерального закона. Реформа межбюджетных отношений: законодательство и практика
Бюджетная реформа в России принимает все более перманентный характер. Мероприятия и технологии бюджетной реформы, во многом, будучи заимствованные из зарубежного опыта, внедряются "сверху" в бюджетную практику, не имея зачастую адекватных организационных условий. Тем самым искажается смысл бюджетных нововведений, создается социальная напряженность в обществе, возрастает недоверие и политическая аморфность граждан. Реальная альтернатива существующей ситуации - усиление роли общественного участия в бюджетном процессе, т. е. возможности широко доступа различных общественных институтов, граждан к бюджетному процессу на всех его стадиях. Особое значение автор придает вопросам научной проработки и экспертизы мероприятий бюджетной реформы, тем более, что кадровый потенциал российской науки продолжает оставаться невостребованным ресурсом бюджетной реформы. Прикладные аспекты реализации реформы местного самоуправления и межбюджетных отношений на примере Ставропольского края
В рамках проекта по совершенствованию бюджетного законодательства в Ставропольском крае Центр фискальной политики разработал проект законопроект "О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае". Данный законопроект, удовлетворяющий всем требованиям нового бюджетного законодательства, призван стать единым документом (кодексом), регулирующим все элементы межбюджетных отношений в Ставропольском крае, что, в свою очередь, должно способствовать достижению поставленных реформой целей повышения эффективности бюджетной системы и межбюджетных отношений на региональном уровне. Проблемы формирования муниципальных бюджетов в Российской Федерации
Вопрос об основных условиях формирования муниципальных бюджетов снова является актуальным. Развитие местного самоуправления в поселениях ставит проблемы о новом административном устройстве органов власти по поселенческому принципу, об обеспечении баланса прав и обязанностей населения, о формировании муниципальной собственности, прежде всего муниципальных бюджетов, об уточнении прав собственности и правоотношений в жилищной сфере. Представляется возможным провести переход от уплаты налога на доходы физических лиц, выполняемого по месту работы, к проведению налоговых расчетов и осуществлению обязательных платежей по месту постоянного проживания граждан, с учетом прав на налоговые вычеты. Бюджет и казна: соотношение и взаимозависимость
Качественность разработанных и утвержденных Минфином РФ нормативных актов, их подготовленность для достижения поставленных бюджетной реформой целей должна будет обязательно проверяться практикой бюджетной работы. Если практика бюджетной работы свидетельствует о том, что вместо задуманного результата получается обратный результат или хотя бы ухудшение того положения, с которого начался отсчет, то необходимо срочно менять такой правовой акт, необходимо срочно вносить изменения и корректировки, иначе мы будем форсировать ситуацию, которая приведет к негативным явлениям в экономической жизни. К вопросу о финансовой устойчивости субъектов РФ
В статье рассматривается проблема оценки финансовой устойчивости субъектов РФ, муниципальных образований. Вопрос о финансовой устойчивости субъектов РФ связан c их финансовой самостоятельностью, зависимостью от средств вышестоящего уровня власти. Эта проблема, как нам представляется, связана с оценкой финансового потенциала субъектов РФ и формированием механизма финансовой помощи. Экономический потенциал как база оценки налогового потенциала региона
Проблемы бюджетного и налогового устройства приобрели особую остроту и актуальность. Их обсуждение на самых различных уровнях вызвано не столько современной политической конъюнктурой, сколько необходимостью определиться в отношении перспектив экономических реформ в России. Это во многом связано с тем, какие резервы и ресурсы следует активизировать с целью достижения экономического роста, выполнения социальных программ и ряда других подобных вопросов. На основе возможной структуры налогового потенциала, факторов, оказывающих влияние на его формирование, а также требований и возможностей действующего налогового законодательства, формулируются основные пути увеличения налоговой (а следовательно, и финансовой) базы региона. Совершенствование управления финансовыми ресурсами в субъекте РФ
Управление региональными финансовыми ресурсами затруднено не только из-за отсутствия необходимой информации, но и других факторов. На сегодняшний день оценить эффективность управления финансовыми ресурсами территории достаточно проблематично, поскольку не существует конкретных целей управления ими и системы оценочных индикаторов эффективности. На наш взгляд, диагностировать качество управления финансовыми ресурсами территории можно по следующей схеме. О природе и возвратности государственных долговых активов Российской Федерации
Высшая школа призвана адекватно ответить на запросы времени и приступить к подготовке специалистов, понимающих долговые проблемы и умеющих работать с государственными долговыми внутренними и внешними активами. Началом в этом направлении может стать введение новой учебной дисциплины "Государственные долговые активы" для части студентов, обучающихся по специальности "финансы и кредит". Изменения территориальной организации местного самоуправления и их влияние на бюджетную систему РФ
Встает вопрос о дополнительных гарантиях равенства местных бюджетов, в том числе формирования единой методики корректировки нормативов отчислений от федеральных налогов; утверждения законом субъекта РФ дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц отдельно от основных; установления единых ограничений по сокращению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и централизации местных налогов в бюджете субъекта РФ. При этом обеспечение равенства бюджетных прав муниципальных образований - неотъемлемое направление развития бюджетного законодательства РФ на ближайшую перспективу. Воздействие капитальных расходов бюджета на экономический рост
Значительный объем финансовой помощи нижестоящим бюджетам может уменьшать объем совокупных капитальных расходов бюджетной системы. Федеральные инвестиционные программы, включающие финансовую помощь нижестоящим бюджетам на инвестиционные цели, увеличивают совокупные национальные инвестиции, стимулируют экономический рост, если они дополняют, а не вытесняют инвестиции муниципалитетов, регионов и частного сектора. Но федеральная помощь нижестоящим бюджетам может использоваться для замещения региональных и муниципальных средств. Во многих случаях финансовая помощь необходима для сбалансированности бюджетов, но не может обеспечить достаточный уровень капитальных вложений региональных и муниципальных бюджетов, потенциально способна приводить к сокращению совокупных капитальных расходов бюджетной системы, что может оказывать негативное влияние на темпы роста экономики. Состав и особенности правового регулирования местных финансов
Вызывает возражение включение законодателем в дефиницию местных финансов государственных ценных бумаг. На самом деле покупка муниципальным образованием как государственных, так и любых других ценных бумаг (например, акций открытых акционерных обществ) осуществляется за счет средств местных бюджетов, поэтому первоначально включается в состав расходов местных бюджетов. А дивиденды с государственных и иных ценных бумаг являются источником доходной части местных бюджетов. Поэтому государственные ценные бумаги вообще к местным финансам имеют косвенное отношение - через доходную и расходную части местных бюджетов. Перспективы роста доходов бюджетов субъектов РФ
Утверждается, что оптимальным способом увеличения эффективности отечественной бюджетно-налоговой системы является увеличение степени ее децентрализации. Это, в свою очередь должно достигаться в основной расширением полномочий субфедеральных властей в сфере налогового администрирования в сочетании с некоторыми шагами по перераспределению ряда доходных источников между бюджетами разных уровней.
Развитие налоговой системы Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы
Обзор материалов круглого стола, состоявшегося 3 ноября 2004 г. в Финансовой академии при Правительстве РФ под руководством ее ректора проф. А.Г. Грязновой. О решении новых задач, стоящих перед налоговой системой России, которое отличается необходимостью глубоких разработок в области теории налогов, правовых отношений и организационно-практических аспектов деятельности налоговых органов. Развитие хозяйственных, международных экономических связей, вопросы вступления в различные международные организации и сообщества ставят перед Россией и задачу конкурентоспособности отечественной налоговой системы. К вопросу об изучении состояния налогово-бюджетных дисциплин
Рассмотрен и проанализирован теоретический и практический опыт, накопленный по вопросу обеспечения экономической безопасности, в части противодействия налоговой преступности, "теневому" сектору экономики и другим сопутствующим ей негативным явлениям. На основе его обобщения предложены методологические подходы по организации деятельности вновь созданных и совершенствованию работы реформированных правоприменительных органов по оптимизации процесса налогообложения хозяйствующих субъектов, которые могут рассматриваться как разработка новых и адаптация имеющихся механизмов и инструментов повышения экономической безопасности при современном уровне угроз ее стабильному и бескризисному развитию.
Финансовые последствия реформы местного самоуправления для муниципальных образований
Проводится оценка последствий реализации некоторых законодательных актов с точки зрения обеспечения финансовой автономии местных бюджетов, к сожалению, свидетельствущая о продолжающейся тенденции к централизации расходных и доходных полномочий, снижении самостоятельности местных бюджетов и повышении степени их использования для решения государственных задач федерального и регионального уровня.
Курсы иностранных валют Банка России с 16.01.2005 по 31.01.2005 |
ISSN 2311-8709 (Online)
|
|