Смирнова Е.В.доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономического управления организацией, Оренбургский государственный университет uadsev@mail.ru
Цыганова И.Ю.старший преподаватель кафедры экономического управления организацией, Оренбургский государственный университет iren23_83@mail.ru
Исследование посвящено эволюции, состоянию и тенденциям развития сегментного учета и отчетности в организациях и свидетельствует о достижении консенсуса между интересами составителей отчетности и ее потребителями на современном этапе развития экономики. Однако требуется дальнейшее совершенствование учета и отчетности по сегментам бизнеса, основные направления которого представлены в статье. Цель настоящей работы - провести анализ современного состояния сегментного учета и отчетности в организациях, опираясь на исторические аспекты стратегического учета и отчетности как их основы, и выявить направления развития учета и отчетности по сегментам бизнеса в соответствии с МСФО. Авторы представляют определение нового понятия "сегментный учет", проводят анализ требований в отношении порядка отражения информации по сегментам бизнеса в бухгалтерской (финансовой) и сегментной отчетности организаций, выявляют основные направления развития учета и отчетности по сегментам бизнеса в соответствии с МСФО с целью обеспечения полезности информации для заинтересованных пользователей. С помощью методов диалектического познания проанализированы требования нормативных документов по бухгалтерскому учету в отношении сегментов бизнеса, в частности Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010), и определено место сегментного учета и отчетности в современной российской учетной системе. Это дало возможность определить направления развития сегментного учета и отчетности в соответствии с МСФО. Сделан вывод, что в настоящее время, когда внешняя среда не стабильна и перемены оказывают прямое воздействие на состояние бизнеса, сегментный учет и отчетность позволяют пользователям получать дополнительную информацию. Это позволяет им проводить анализ сегментов бизнеса в целях создания конкурентных преимуществ и достижения устойчивой позиции на рынке в долгосрочной перспективе, т.е. играют важную роль в стратегическом управлении сегментами бизнеса организации.
Бедарева М.А. Развитие управленческого подхода в международных стандартах в части формирования сегментной отчетности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 3.
Бедарева М.А. Эволюция международных стандартов, регламентирующих формирование сегментной отчетности // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 2.
Вахрушина М.А. Внутрипроизводственный учет и отчетность. Сегментарный учет и отчетность. Российская практика: проблемы и перспективы. М.: АКДИ, Экономика и жизнь, 2000. 192 с.
Волошин Д.А. Стратегический управленческий учет как современный информационный метод // Аудиторские ведомости. 2007. № 12. С. 69–74.
Волошина С.В. Исследование сущности сегментарного учета и этапов его эволюции // Учет и статистика. 2009. № 16. С. 18–22.
Ендовицкий Д.А. Система сегментарного учета и отчетности в соответствии с действующей моделью управления коммерческой организацией // Аудит и финансовый анализ. 2004. № 4. С. 128–138.
Ефимова С.Б.,Пахомов А.С. Предметно-целевой аспект сегментарной отчетности в России // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 4 (12).
Ключников С.В. Сегментарная отчетность корпоративной группы: методика формирования и анализ особенностей // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 36. С. 27–32.
Марков А.Н. Стратегический управленческий учет и его функциональное назначение в рамках системы управления предприятием // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 5.
Методические рекомендации по организации и ведению управленческого учета: утверждены Экспертно-консультативным советом по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития России от 22.04.2002 № 4.
Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н.
Парамонова Л.А. Сегментарная отчетность и рекомендации по ее составлению / Л.А. Парамонова, Ю.Ю. Кямякова // Экономика и социум. 2013. № 2 (7).
Соколов А.А. Учет по сегментам деятельности коммерческой организации. М.: Финансы и статистика, 2004. 288 с.
Чикишева А.Н. Принцип сегментации в управлении предприятием // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 8. С. 42–44.
Юрьева Л.В. Стратегический управленческий учет для бизнеса: учебник / Л.В. Юрьева, Н.Н. Илышева, А.В. Караваева и др. М.: ИНФРА-М, 2013. 336 с.