Даниленко Н.И.кандидат экономических наук, доцент, заслуженный экономист России, проректор по общим вопросам и режиму, Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова danilenko-nikolay@mail.ru
Предмет/тема. Финансовый контроль за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений, переведенных на новый порядок финансирования, приобрел в последнее время большую значимость для учредителей и подконтрольных им учреждений в связи с бюджетной реформой, проводимой Правительством Российской Федерации, повышением требований к качеству предоставления государственных услуг, целевому и эффективному использованию выделяемых бюджетных средств. Это обусловливает актуальность совершенствования процедур контрольных мероприятий. Цели/задачи. Целью проверки бюджетной сметы государственного (муниципального) казенного учреждения является установление законности и рациональности использования бюджетных средств, направляемых на финансирование конкретного учреждения. Задачей анализа исполнения бюджетной сметы является оценка эффективности, результативности и продуктивности использования выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление отклонения фактических расходов от сметных назначений, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения, для обеспечения перманентного анализа эффективности использования ресурсов и осуществления контрольных мероприятий. Методология. В настоящей работе рассматриваются разработанные, теоретически обоснованные и апробированные в практике контрольно-ревизионной работы методические приемы проверки бюджетной сметы казенного учреждения на основе унифицированных процедур контроля с использованием новой нормативно-правовой базы; представлены алгоритм проверки и результаты практической контрольной работы по анализу исполнения бюджетных смет реальных казенных учреждений. Результаты. Предложенная методика проверки бюджетной сметы казенного учреждения основана на унификации и стандартизации контрольных процедур с использованием приведенных в работе универсальных таблиц и актуализированной нормативно-правовой базы. Это позволило упростить и сократить по времени процедуру контроля за бюджетной сметой казенного учреждения. Обсуждение/применение. Данная методология и алгоритм проверки могут быть использованы в работе финансовых и контрольно-счетных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Выводы/значимость. Предложенное развитие методологии и инструментарий контроля бюджетной сметы на практике в условиях дефицита финансовых ресурсов позволяют заинтересованным пользователям получать качественные и достоверные результаты целевого и эффективного использования бюджетных средств казенными учреждениями. Значимость работы заключается в унификации процедур контроля за бюджетной сметой на основе актуализированной нормативно-правовой базы.
Антипова Т.В. Универсальная методика проведения ревизии в образовательных учреждениях // Финансы. 2004. № 1. С. 61–63.
Арабян К.К. Организация и проведение аудиторской проверки. М.: Юнити-Дана, 2010. 522 с.
Володина Е.В. Актуальные вопросы формирования отчетности главными распорядителями, получателями бюджетных средств // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2009. № 5.
Волчкова М. Методика проверки налога на имущество бюджетных организаций // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2008. № 10.
Волчкова М. Проверка кассовых операций в бюджетных учреждениях: методы, процедуры, характерные ошибки // Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2007. № 6.
Гутцат Е.М. Эффективность в финансовом контроле: методы оценки // Аудиторские ведомости. 2009. № 4.
Даниленко Н.И. Методика проведения внешнего аудита бюджетного учреждения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2010 № 4. С. 27–34.
Даниленко Н.И. Методологические аспекты проверки правильности учета хозяйственных операций в государственных (муниципальных) учреждениях. //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 12. С. 13–23.
Даниленко Н.И. Методологический подход и методологический инструментарий современных средств контроля в бюджетной сфере // Финансовый бизнес. 2010. № 6. С. 56–63.
Даниленко Н.И. Методология организации и проведения проверки в бюджетном учреждении. Монография // Магнитогорск: МГТУ, 2004.
Даниленко Н.И. Стандарт: Методика организации и проведения проверки [ревизии] в бюджетном учреждении: монография. М.: Финансовый контроль, 2005. 116 с.
Завьялов Д.Ю. Оценка эффективности бюджетных расходов: сравнительный анализ // Финансы. 2008. № 10. С. 6–10.
Зарипова М. Порядок осуществления проверок службой Росфиннадзора // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 2. С. 52–63.
Зырянова Т. В., Даниленко Н.И., Даниленко Д.Н. Методика проверки объектов бюджетного учета и финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений: монография // Екатеринбург: Уральская академия государственной службы. 2010. 268 с.
Кожанова А.О. Система государственного финансового контроля за рубежом // Молодой ученый. 2013. № 4. С. 225–227.
Маслова Т.С. Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: учеб. пособие. М.: Инфра-М, Магистр, 2011. 336 с.
Обухова Т. Методика проверки НДС // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2008. № 2.
Понуровская О.Н. Анализ и аудит (контроль) эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств в социально-культурной сфере в условиях финансового кризиса. Челябинск: Сити Принт, 2010. 160 с.
Типовые методические рекомендации по организации и проведению проверки финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения в условиях совершенствования правового положения муниципальных учреждений: утверждены решением Президиума Союза МКСО. 12.12.2011. Протокол № 6 (26). URL: Link.