Мастеров А.И.кандидат экономических наук, старший научный сотрудник центра финансовой политики Института финансово-экономических исследований,Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация andrey-masterov@yandex.ru
Предмет/тема. В текущих неблагоприятных экономических условиях существенно усложняются привлечение финансирования и обеспечение рентабельности деятельности организаций. В результате этого актуальность получают вопросы повышения эффективности деятельности организации, в том числе посредством выработки оптимальной ассортиментной и ценовой политики. Особое значение в успешном решении этих задач приобретает информация управленческого учета. Цели и задачи. Проанализировать возможности СVP-анализа в рамках информационного сопровождения управленческих решений, связанных с планированием ассортимента и цен реализации, выявить недостатки традиционных подходов и возможности их устранения. Раскрыть возможности дальнейшего развития маржинального подхода в целях решения более сложных задач путем применения математических методов при планировании оптимальных ассортимента и цен реализации с учетом ограниченного ресурсного потенциала. Проиллюстрировать возможности реализации сформированных рекомендаций на практическом примере. Методология. В настоящей работе с использованием методов и положений системного анализа, CVP-анализа, методов математического программирования показаны возможности использования аналитического инструментария управленческого учета и анализа при планировании ассортимента и цен реализации. Результаты. Сделан вывод, что в рамках традиционного СVP-анализа остаются нерешенными проблемы планирования ассортимента и цен реализации с учетом ограниченного ресурсного потенциала, а также необходимости выработки оптимальной комбинации ассортимента и цен реализации. Решение данных проблем требует применения специфического аналитического инструментария. Раскрыты возможности применения математических методов при решении более сложных задач по планированию оптимального ассортимента и цен реализации, связанных с необходимостью учета взаимосвязи между ценой и спросом на реализуемую продукцию, а также ограниченного ресурсного потенциала организации. На примере поликлиники, оказывающей платные стоматологические услуги, показаны возможности практической реализации сформированных предложений. Выводы/значимость. Использование подходов маржинального анализа, дополненного методами математического программирования, наполняет управленческий учет аналитическим инструментарием, позволяющим выявлять скрытые резервы повышения эффективности деятельности организаций путем оптимизации ассортимента и цен реализации без привлечения существенных капитальных вложений.
Ключевые слова: управленческий учет, ассортиментная и ценовая политика, оптимальные ассортимент и цены реализации, математические методы, CVP-анализ, маржинальный подход, аналитический инструментарий
Список литературы:
Апчерч А. Управленческий учет: принципы и практика / пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2002. 952 с.
Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2004. 222 с.
Бурцев В.В. Производственный анализ: вопросы оптимизации продуктовых программ // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 3. С. 2–6.
Вайсблат Б.И., Шилов М.Е. Оптимизация производственно-финансового плана промышленного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 16. С. 32–37.
Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 33. С. 12–23.
Вахрушина М.А. Управленческий анализ: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2005. 432 с.
Волкова О.Н. Управленческий анализ: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007, 304 с.
Друри К. Управленческий и производственный учет для студентов вузов / пер. с англ. 6-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 1423 с.
Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр, Инфра-М, 2011, 576 с.
Карпова Т.П. Управленческий учет: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2004, 351 с.
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / под ред. М.А.Вахрушиной. М.: Вузовский учебник, 2008, 463 с.
Косьмина О.И., Стародубцева Ю.В. Выбор управленческих решений в условиях ограниченных ресурсов // Путь науки. 2014. № 9. Т. 1. С. 83–85.
Любушин Н.П. Теория экономического анализа: учебно-методический комплекс. М.: Юристъ, 2002, 480 с.
Максютов А.А. Экономический анализ: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, 543 с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Инфра-М, 2009, 536 с.
Сидорова М.И. Методы и модели экономико-математического моделирования в современном управленческом учете // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2012. № 1. С. 16–22.
Сидорова М.И., Мастеров А.И. Экономико-математические модели в управленческом учете и анализе: монография. М.: Дашков и К, 2013. 229 с.
Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2006, 296 с.
Соколова Н.А. Каверина О.Д. Управленческий анализ: учеб. пособие. М.: Бухгалтерский учет, 2007, 184 с.
Хан Д., Хунгенберг Х. ПиК. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга / пер. с нем. / под ред. Л.Г. Головача, М.Л. Лукасевича и др. М.: Финансы и статистика, 2005, 928 с.
Хорнгрен Ч., Фостер Дж., Датар Ш. Управленческий учет: учеб. пособие / пер. с англ. 10-е изд. СПб.: Питер, 2005, 1008 с.
Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. М.: ИНФРА-М, 2003, 333 с.
Шигаев А.И. Влияние изменений в ценах и затратах на уровень безубыточности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 2. С. 34–41.
Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2006, 513 с.
Garrison R.H., Noreen E.W. Managerial accounting: Concepts for Planning, Control, Decision Making. Seventh Edition. RICHARD D. IRWIN, INC., 1994. 912 p.