Цыганова И.Ю.кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономического управления организацией, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация iren23_83@mail.ru
Якимова В.А.кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов, Амурский государственный университет, Благовещенск, Российская Федерация vilena_yakimova@mail.ru
Предмет/тема. Исследование посвящено определению места и роли сегментного учета и анализа в оценке эффективности организаций, осуществляющих деятельность на российских и зарубежных рынках. Предмет работы составляют учет и анализ географических сегментов бизнеса многопрофильных организаций для стратегического управления. Цель/задачи. Целью работы является разработка методики сегментного учета и анализа, позволяющей сравнивать экономические показатели организаций на внутреннем и внешнем рынках сбыта продукции, оценивать конкурентное положение и влияние рисковых факторов макро- и микросреды. Методология. На основе рискового подхода к стратегическому управлению, детализации и сегментирования, с помощью экономико-математических и статистических методов (коэффициентный, комплексной оценки, ранговой корреляции, многомерных сравнений) проанализировано состояние функциональных сфер географических сегментов бизнеса ООО "ЭкспортЛес" (Амурская область). Результаты. Предложена авторская методика сегментного учета и анализа, в основу которой положены счета аналитического учета по географическим сегментам бизнеса, обобщающие показатели привлекательности функциональных сфер, интегральные параметры привлекательности сегментов бизнеса и позиционирование на основе многоугольника привлекательности. Область применения. Разработанная методика сегментного учета и анализа позволит менеджменту организации принимать обоснованные управленческие решения в условиях экономического кризиса, а формируемая учетно-аналитическая информация даст возможность раскрывать сведения о рисках при формировании бухгалтерской и управленческой отчетности. Выводы/значимость. Географические сегменты бизнеса многопрофильных организаций подвержены влиянию различных рисков (рыночного, валютного, странового и т.п.), которые необходимо оценивать с помощью количественных и качественных показателей рыночной конкуренции, окупаемости инвестиций, использования бюджета, текущих результатов, технологической политики, системы менеджмента и платежеспособности сегментов. На основе полученных в ходе апробации результатов авторской методики сегментного учета и анализа даны рекомендации по повышению привлекательности различных сфер бизнеса и мотивации отказа от невыгодных.
Быркова Е. Обзор внешней торговли в январе – апреле 2014 года. URL: Link.
Горячих С.П., Чикишева А.Н. Формирование сегментной отчетности организациями-экспортерами // Все для бухгалтера. 2006. № 23. С. 32–35.
Егошина Е.В. Роль сегментного анализа в бизнесе // Теория и практика общественного развития. 2013. № 2. С. 200–203.
Ендовицкий Д.А. Система сегментарного учета и отчетности в соответствии с действующей моделью управления коммерческой организацией // Аудит и финансовый анализ. 2004. № 4. С. 128–138.
Ермакова Н.А., Шарипова Л.И. Анализ сегментной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 26. С. 14–20.
Зонова А.В., Чикишева А.Н. Повышение качества бухгалтерской отчетности организаций-экспортеров: представление информации по сегментам // Международный бухгалтерский учет. 2008. № 4. С. 4–8.
Ключников С.В. Сегментарная отчетность корпоративной группы: методика формирования и анализ особенностей // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 36. С. 27–32.
Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» (ред. от 02.04.2013): введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н.
Мусатова М.А. Концепция построения рабочего плана счетов по МСФО и РСБУ для целей формирования информации по сегментам в нефтяных компаниях // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 17. С. 28–34.
О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности: информация Минфина России № ПЗ-9/2012.
Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н.
Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н.
Парамонова Л.А. Кямякова Ю.Ю. Сегментарная отчетность и рекомендации по ее составлению. URL: Link%20-%202.pdf.
Слободняк И.А. Система учетно-аналитической информации бухгалтерской управленческой отчетности коммерческой организации. Иркутск: БГУЭП, 2011. 261 с.
Смирнова Е.В., Цыганова И.Ю. Анализ сегментов бизнеса как инструмент стратегического управления организацией // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 37. С. 16–24.
Тафинцева В.Н. Использование сегментной отчетности для совершенствования информационного обеспечения процесса управления // Экономические системы. 2010. № 2. С. 53–56.
Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности / под ред. В.И. Бариленко. 2-e изд. М.: ИНФРА-М, 2011. 368 с.
Чикишева А.Н. Принцип сегментации в управлении предприятием // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 8. С. 42–44.
Чипуренко Е.В. Концепция сегментного налогового учета и анализа для структурирования внутренней среды организации // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 48. С. 2–10.
Шпакова Л.В. Сегментный анализ в потребительской кооперации // Российское предпринимательство. 2009. № 10. С. 54–58.