Егорова Е.М.доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита, Волгоградский государственный аграрный университет, Волгоград, Российская Федерация egorowaem@yandex.ru
Предмет/тема. Инновационный путь развития вузов актуализирует проблему разработки современных организационно-экономических форм их функционирования, одной из которых выступает управленческий учет в вузах по центрам ответственности, развивающий учетно-информационное обеспечение внутривузовского менеджмента, способствующий повышению эффективности управления внутренними бизнес-процессами на основе учета ответственности за результаты деятельности, качество образовательных и научных продуктов. Цели/задачи. Целью работы являетсяразработка методических основ организации управленческого учета по центрам ответственности в вузах с процессно-ориентированной организационной структурой, позволяющих формировать и использовать учетную информацию о разных параметрах бизнес-процессов, выступающих основными элементами этой структуры; влиять на управленческие решения об оптимизации и эффективности бизнес-процессов, максимизации конечного (в том числе стратегического) результата. Результаты. Сформированные методические основы организации управленческого учета в вузах по центрам ответственности позволяют решить ряд научно-практических проблем: определение степени рациональной децентрализации управления в вузах; определение видов центров ответственности и их формирование по схеме процессной организационной структуры; увязка деятельности центров ответственности с общими целями и стратегией вуза; выявление подконтрольности центров ответственности в части затрат, доходов, прибыли, функций и ответственности их руководителей; отражение в учете деятельности и ответственности по каждому центру ответственности; формирование внутренней отчетности. Выводы/значимость. Организация управленческого учета по центрам ответственности в процессно-ориентированном вузе является важнейшим внутривузовским механизмом инновационного развития, позволяющим обеспечить учетно-информационное фокусирование на образовательных и научно-исследовательских бизнес-процессах и технологиях, способствующее развитию и повышению их эффективности, обеспечению высокого качества и инновационности образовательных и научных продуктов, удовлетворяющих требованиям потребителей и необходимых для укрепления конкурентных преимуществ.
Архипова Н.И. Совершенствование организационных структур управления как фактор стратегического развития вуза на современном этапе // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 1. С. 82–88.
Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: Экономика, 2003. 428 с.
Баширова М.Я., Ванчухина Л.И., Фролов Ю.А. Проблемы реструктуризации вуза // Инженерное образование. 2009. № 3. С. 19–25.
Беденко Н.Н. Стандартизация процессов в вузе (как одно из условий обеспечения качества образования) // Стандарты и качество. 2011. № 1. С. 52–54.
Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. 7-е изд., стер. М.: Омега Л, 2010. 570 с.
Веснин В.Р. Теория организации. М.: Проспект, 2008. 272 с.
Егорова Е.М. Концепция управленческого учета в вузах: монография / Волгоград: Нива, 2012. 379 с.
Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. М.: Финансы и статистика, 2004. 352 с.
Мильнер Б.З. Теория организации. 7 изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 864 с.
Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации: пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2002. 512 с.
Похолков Ю.П., Агранович Б.А., Чудинов В.Н., Чучалин А.И. Организационная структура инновационного университета // Инженерное образование. 2004. № 2. С. 24–31.
Рейни Хэл Дж. Анализ и управление в государственных организациях: пер. с англ. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2002. 402 с.
Репин В.В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация. М.: Стандарты и качество, 2007. 388 с.
Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы / под ред. В.М. Филиппова. М.: Логос, 2006. 487 с.
Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе: пер. с англ. СПб: СПбГУ, 1997. 211 с.
Холл Ричард Х.,Толберт П.С. Организации, структуры, процессы, результаты. СПб: Питер, 2001. 509 с.
Шалаев А.П., Скрипко Л.Е. Процессное управление в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008 // Методы менеджмента качества. 2010. № 1. С. 15–21.
Шеремет А.Д., Николаева О.Е., Полякова С.И. и др. Управленческий учет: 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. 429 с.
BelkaouiA. Conceptual Foundations of Management Accounting. Addison Wesley, 1980.
Hammer M., Stanton S. How Process Enterprises Really Work. Harvard Business Review, 1999, vol. 77, no. 6, pp. 108–118.