Глущенко А.В.доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой учета, анализа и аудита, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация audit 415@yandex.ru
Егорова Е.М.доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита, Волгоградский государственный аграрный университет, Волгоград, Российская Федерация egorowaem@yandex.ru
Предмет/тема. Модернизация высшей школы актуализирует проблему создания современной системы бюджетирования как системы измерения результативности и эффективности функционирования вуза, позволяющей контролировать и согласовывать деятельность всех его организационных структур и работников и подчинять их общей стратегической цели, привязав результаты финансирования к результатам деятельности. Цели/задачи. Целью является разработка концептуальных основ и механизма практической реализации бюджетирования в высшем учебном заведении,объединяющего попроцессное (функциональное) бюджетирование, рассматривающее в качестве объектов финансового планирования бизнес-процессы (подпроцессы, функции) вуза и бюджетирование по заданным параметрам, устанавливающее главные направления расходования средств, в соответствии со стратегией и задачами вуза. Цель бюджетирования новой концептуальной конфигурации - формирование финансовой и нефинансовой информации, способствующей адаптации вуза к прогнозируемым изменениям внешней среды и реализации его стратегии. Методология. Методологической основой стал диалектический подход к явлениям и процессам хозяйственной жизни. В процессе исследования применялись системный и процессный подходы к изучаемым проблемам, общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и абстрагирование, историко-логический, а также приемы апробирования и экспериментальной проверки, систематизации изучаемого теоретического и практического материала. Результаты. Разработана концептуальная (организационно-методологическая) модель функционально-стратегического бюджетирования, ориентированного на результат (ФСБОР), как базового элемента системы управленческого учета вуза, устанавливающего параметры затрат и результатов по достижению целей стратегического развития своих основных объектов - бизнес-процессов: определены и сформулированы его цель, принципы, объекты, субъекты, методический инструментарий, этапы организации, виды основных регламентирующих документов; разработана принципиальная блок-схема ФСБОР вузов, демонстрирующая каскадирование целей и стратегических задач по уровням управления; разработана финансовая и бюджетная структура вузов как механизм реализации ФСБОР. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены как в теории, так и в практике внедрения функционально-стратегического бюджетирования в вузе. Выводы/значимость. Новое концептуальное видение бюджетирования в вузе позволяет сформировать многофункциональную и эффективную систему управленческого учета и органично встраивается в систему стратегического управления. Определение в качестве основного объекта ФСБОР отдельного бизнес-процесса и их совокупности позволяет учитывать всю полноту и специфичность деятельности каждого конкретного вуза, проецировать его стратегические цели на уровень оперативного и тактического управления, концентрируя ресурсы на стратегически важном направлении систематического улучшения и развития бизнес-процессов, обосновывая их выделение ожидаемым результатом.
Ключевые слова: функционально-стратегическое бюджетирование, ориентированное на результат (ФСБОР), система сбалансированных показателей (ССП), бизнес-процесс, бюджет
Список литературы:
Аньшин В.М., Царьков И.Н., Яковлева А.Ю. Бюджетирование в компании: Современные технологии постановки и развития: учеб. пособие. М.: Дело, 2005. 399 с.
Гринь А.М. Организационно-экономический механизм управления вузов: монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. 380 с.
Добровольский Е., Карабанов Б.,Боровков П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование: шаг за шагом. СПб.: Питер, 2006. 448 с.
Егорова Е.М., Балашова Н.Н. Система сбалансированных показателей и бюджетирование как элементы и инструментарий стратегического управленческого учета в вузе // Экономика образования. 2011. № 3. С. 64–68.
Егорова Е.М., Глущенко А.В. Учетно-управленческие проблемы высшей школы и пути их решения // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 16. С. 10–15.
Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. / пер. с англ. М. Павловой. М.: Олимп-Бизнес, 2010. 320 с.
Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. 7 изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 864 с.
Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / пер. с англ. / под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
Похолков Ю.П.,Агранович Б.А., Чудинов В.Н., Чучалин А.И. Организационная структура инновационного университета // Инженерное образование. 2004. № 2. С. 24–31.
Рейни Хэл Дж. Анализ и управление в государственных организациях / пер. с англ. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2002. 402 с.
Репин В.В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация. М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. 388 с.
Управление в высшей школы: опыт, тенденции, перспективы / авт. колл. под рук. В.М. Филиппова. М.: Логос, 2006. 487 с.
Хаммер М.,Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе / пер. с англ. М. Хаммер, СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. 211 с.
Холл Ричард Х. Организации, структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001. 509 с.
Шалаев А.П., Скрипко Л.Е. Процессное управление в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008 // Методы менеджмента качества. 2010. № 1. С. 15–21.
Шеремет А.Д., Николаева О.Е., Полякова С.И. и др. Управленческий учет: учебник / под ред. А.Д. Шеремета. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. 429 с.
Belkauoi A. Conceptual Foundations of Management Accounting. Addison – Wesley, 1980.
Hammer M., Stanton S. Now Process Enterprises Really Work//Harvard Business Review/ 1999. November – December. P. 118.