Калабихина И.Е.доктор экономических наук, профессор кафедры народонаселения, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация ikalabikhina@yandex.ru
Волошин Д.А.кандидат экономических наук, заместитель финансового директора ООО "КОНЕКТ", Москва, Российская Федерация dima_msu@mail.ru
Досиков В.С.кандидат экономических наук, директор научно-исследовательских проектов Центра экономических исследований и распространения экономической информации "Открытая экономика", Москва, Российская Федерация dosikov@mail.ru
Предмет. Растущие потребности заинтересованных групп в прозрачности результатов деятельности компании позволяют рассматривать интегрированную отчетность в качестве приоритетной формы корпоративной отчетности. В условиях динамично изменяющейся конъюнктуры производства товаров и оказания услуг вопросы стабильности функционирования бизнеса, оптимальности построения бизнес-процессов, актуальности самой бизнес-идеи выходят на первый план. Иными словами, наиболее актуальными становятся вопросы не только максимизации прибыли, но и устойчивости бизнеса, сохранения вложенных инвестиций как таковых. Цели. Определение основных принципов построения интегрированной отчетности как неотъемлемой составляющей современной модели корпоративной отчетности. Методология. В настоящей работе с помощью методов анализа, синтеза, сравнения, группировки и обобщения представлены обзор и систематизация различных научных точек зрения в отношении проблемных аспектов формирования интегрированной отчетности. Область применения. Предложенные в статье подходы к построению интегрированной отчетности могут быть использованы в российских компаниях. Выводы. Повсеместно растущий интерес к интегрированной отчетности позволяет рассматривать ее в качестве принципиально нового уровня корпоративной отчетности. Обозначены типы капитала, используемые компанией при производстве товаров и услуг. Последнее акцентирует внимание на том, что в процессе создания стоимости продукта участвуют не только материальные блага, но и нематериальные активы, которые выходят на первый план (например, репутация компании, бренд продукции, прозрачность отчетности и уверенность заинтересованных пользователей в ее качестве и добросовестности). Социальная ответственность перед обществом предопределяет риски, которые несет компания перед государством, соответственно, необходимо корректно определять такого рода риски и отражать в интегрированной отчетности наряду с описанием ключевых бизнес-процессов деятельности компании. Определены концептуальные основы интегрированной отчетности: цели, задачи, условия для успешного внедрения. Определены основные направления развития корпоративной отчетности с учетом ключевых особенностей интегрированной отчетности. Показаны принципиальные различия между традиционной и интегрированной отчетностью. Выделены основные принципы построения интегрированной отчетности.
Ключевые слова: интегрированная отчетность, отчет об устойчивом развитии, отчетность в области устойчивого развития, прозрачность корпоративной отчетности
Список литературы:
Barth M.E., Clinch G., Shibano T. International Accounting Harmonization and Global Equity Markets // Journal of Accounting and Economics. 1999. Т. 26. № 1-3.
Anandarajan A., Kleinman G., Palmon D. Investors' Expectations and the Corporate Information Disclosure Gap: A Perspective // Research in Accounting Regulation. 2000. № 14.
Клинов Н.Н. Раскрытие информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности / под ред. В.Д. Новодворского. М.: Бухгалтерский учет. 2003. 272 с.
Домбровская Е.Н. Стейкхолдерский подход в учетно-информационном обеспечении управления государственными предприятиями // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 41. С. 14–24.