Широбоков В.Г.доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита, Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I, Воронеж, Российская Федерация vladish@agroeco.vsau.ru
Литвинов Д.Н.кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, Воронеж, Российская Федерация litvinoff.dmit@yandex.ru
Предмет. В условиях кризисной экономики проблема устойчивого развития предприятий может быть решена путем формирования обоснованной стратегии развития организации и проведения мероприятий, направленных на ее достижение. В этой связи для повышения степени обоснованности стратегического управления важное значение имеет стратегический аудит, предполагающий формирование полной информации о будущем развитии организации под влиянием внутренних и внешних факторов. Цели и задачи. Целью работы являются изучение сущности и содержания стратегического аудита как нового направления аудиторской деятельности и разработка методических положений его проведения. Задачи: охарактеризовать взаимосвязь понятий стратегия развития организации и стратегический аудит; обосновать подходы к аудиторской оценке способности реагирования системы управления на факторы изменения внешней среды и степени адекватности организационно-экономических элементов аудируемого лица, обеспечивающих достижение стратегических целей; определить перспективные направления аудиторской деятельности. Методология. На основе методов анализа и синтеза представлены различные подходы к определению стратегического аудита, путем обобщения раскрыто его содержание. В качестве исходных материалов использовались фундаментальные положения и концепции менеджмента и стратегического аудита, труды отечественных и зарубежных авторов. Результаты. Уточнено место стратегического аудита в теории и практике аудиторской деятельности. Выделены наиболее важные аспекты в оценке аудитором внешних и внутренних факторов, оказывающих существеннее влияние на реализацию стратегии развития организации. В виде различных стратегий определена структура стратегического аудита. В качестве инструмента его проведения предложено использование элементов метода PEST-анализа. Область применения. Результаты исследования могут быть применены для развития теории и практики аудита, а также при подготовке магистров и аспирантов. Выводы. В условиях экономического кризиса стратегический аудит, способствующий оперативной реакции организаций на постоянно меняющуюся амплитуду влияния внешних и внутренних факторов, является средством достижения определенной экономической стабильности в аудируемых экономических субъектах.
Ключевые слова: стратегия, аудит, управление, внешняя среда, внутренние факторы
Список литературы:
Chandler A.D. Strategy and Structure: A. Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT. Press, 1962. P. 297.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоу Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело, 1997. 704 с.
Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания: пер. с англ. М.: Финпресс, 2000. 271 с.
Ковени М., Гэнстер Д., Хартлен Б., Кинг Д. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 232 с.
Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1999. 258 с.
Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. М.: Ростинтер, 1996. 654 с.
Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: пер. с англ. / под ред. Л.Г. Зайцевой, М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 577 с.
Богатая И.Н. Стратегический учет и аудит: теория и практика // Фундаментальные исследования. 2007. № 4. С. 87–90.
Емельянова И.Н. Формирование методики стратегического аудита // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 6. С. 212–217.
Алексеева И.В. Стратегический аудит как перспективное направление развития аудита // Учет и статистика. 2008. № 2. С. 115–121.
Емельянова И.Н. Место стратегического аудита в системе стратегического планирования // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа, аудита, налогообложения и статистики: Всероссийская научно-практическая конференция. Ростов н/Д: РИНХ, 2009. С. 191–194.
Хахонова Н.Н.,Емельянова И.Н. Роль стратегического аудита в системе аудита коммерческих организаций // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5: Экономика. 2011. № 3. С. 147–153.
Беляева М.Н. Аудит стратегии развития // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 8. С. 198, 199.
Шохнех А.В.,Голубятникова О.Н. Концепция маркетингового внутреннего аудита в экономических субъектах по производству и продажам бытовой химии // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 3. С. 230–237.