Алексеева И.В.доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация irina-resu@yandex.ru
Осипова Р.Г.аспирантка кафедры бухгалтерского учета, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация roxanny@mail.ru
Предмет. Одним из основных источников информации об успешности ведения бизнеса для инвесторов и других стейкхолдеров служит корпоративная социальная отчетность, представляемая самими компаниями. Компаниям, планирующим выход на мировые рынки, такая отчетность существенно облегчает диалог с западными стейкхолдерами. Она позволит увеличить не только стоимость собственного бизнеса, но и уровень продаж. В социальном отчете раскрывается информация о приоритетах и ценностях компании в области устойчивого развития, предоставляются сведения о результатах ее воздействия на экономическую, социальную и экологическую сферу. Публикуя такой отчет, компания заявляет о готовности к развитию диалога с обществом, стремится учитывать интересы заинтересованных сторон (государства, клиентов, сотрудников, акционеров, инвесторов) в рамках социального партнерства. Цели. Разработка модели формирования корпоративной социальной отчетности в условиях устойчивого развития экономики. В рамках поставленной цели сформировать авторский подход к трактовке понятия «корпоративная социальная отчетность», на основе обзора точек зрения отечественных и зарубежных авторов; рассмотреть цели корпоративной социальной отчетности; изучить опыт составления и представления социальной отчетности в крупных российских компаниях; определить задачи корпоративной социальной отчетности. Методология. Исследован опыт составления и представления социальной отчетности в крупных российских компаниях, определены цели и задачи корпоративной социальной отчетности. Результаты. Построена модель формирования корпоративной социальной отчетности в условиях устойчивого развития экономики, в которой определены цель и задачи социальной отчетности, нормативно-правовая база для ее формирования, принципы и базовые модели определения меры социальной ответственности. Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что современная корпоративная социальная отчетность в условиях устойчивого развития экономики отражает, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.
Антонов Д.П. Отчетность в области устойчивого развития – шаг к идеальному корпоративному отчету // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2012. № 2. С. 76–81.
Беляева И.Ю., Эскиндарова М.А.,Плотицына Л.А. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. М.: КноРус, 2008. 504 с.
Бессонова И.С., Николаева И.В. Правовое регулирование корпоративной социальной ответственности: заграничный и Российский опыт // Актуальные проблемы права: материалы III Междунар. науч. конф. (Москва, ноябрь 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 20–23.
Голубева Н.А., Карагод В.С. Теоретические и практические аспекты социального учета и отчетности. М.: РУДН, 2009. 247 c.
Грекова Г.И. Роль корпоративной социальной ответственности в общественном развитии// Экономика российских регионов: теоретические и практические подходы к решению актуальных проблем развития. Сборник тезисов научно-практической конференции. В. Новгород, 2006. С. 47–52.
Ивченко С.И., Либоракина М.И., Сиваева Т.С. Город и бизнес. Формирование социальной ответственности российских компаний. М.: Институт экономики города, 2004. 136 с.
Карагод В.С. Теория и методология управления системы развития корпоративной социальной отчетности : монография. М.: РУДН, 2010. 408 с.
Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2007. 138 с.
Литовченко С.Е., Корсакова М.И. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. 108 с.
Малашенко Н.Ю. Социальная отчетность: международный опыт в российских условиях. URL: Link.
Antal A.B. Corporate social reporting revisited // Journal of general management. 2003. Vol. 28. № 2. P. 22–42.
Grayson D., Hodges A. Corporate Social Opportunity! Seven Steps to Make Corporate Social Responsibility Work for your Business. Greenleaf publishing, 2004. 390 р.