Бычков Д.Г.кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, Центр бюджетной политики Научно-исследовательского финансового института, Москва, Российская Федерация bychkov@nifi.ru
Феоктистова О.А.старший научный сотрудник, Центр бюджетной политики Научно-исследовательского финансового института, Москва, Российская Федерация feoktistova@nifi.ru
Андреева Е.И.старший научный сотрудник, Центр бюджетной политики Научно-исследовательского финансового института, Москва, Российская Федерация andreeva@nifi.ru
Тема. В статье отмечается, что важнейшими программными целями социально-экономического развития России являются достижение социального благополучия и социального согласия, снижение поляризации в обществе, а реализация социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения рассматривается как один из важнейших путей достижения этих целей. Чтобы иметь возможность оценивать достижение заявленных целей, необходимо иметь доступ к подробной и актуальной информации в этой сфере. Для этого проводится сравнительный анализ систем статистики и учета бюджетных мер в сфере социальной защиты за рубежом и в России. Цели. Ответить на вопросы: как соотносится российская система с принципами и рекомендациями, выработанным международным опытом, и насколько она позволяет оценивать эффективность бюджетных расходов на меры социальной защиты? Методология. Методологической базой исследования является сопоставительный анализ систем учета и статистики бюджетных мер в сфере социальной защиты зарубежных стран и России. Результаты. Определено, что действующая в России система социальной защиты населения охватывает все основные направления социальных гарантий, принятые в международной практике. Однако почти половина расходов российского федерального бюджета на социальные выплаты и льготы никак не связана с реализацией принципов и задач социальной поддержки, то есть с защитой семей от социальных рисков и предоставлением основных социальных гарантий. Значимость. Учитывая то, какой объем государственных средств расходуется сейчас на меры социальной защиты населения, возможность оценивать эффективность расходования этих средств или хотя бы соответствие расходов основным направлениям государственной политики в сфере социальной защиты является совершенно необходимой. Авторы предлагают несколько мероприятий по совершенствованию социальной статистики с учетом международных стандартов и принятых в России методических подходов.
Ключевые слова: государственные социальные расходы, эффективность бюджетных мер, социальная поддержка граждан, социальные выплаты и льготы, социальные гарантии
Список литературы:
Грош М. и др. Для защиты и содействия: разработка и реализация эффективных систем социальной поддержки. М.: Весь мир, 2013. 500 с.
Крылов К.Д. Минимальные нормы социальной защиты в международном праве. URL: Link.
Золотарева А.Б. Закон о монетизации льгот: разграничение полномочий и нефинансируемые мандаты // Финансовый журнал. 2014. № 4. С. 94–104.
Коуди Д., Грош М., Ходдинотт Д. Обеспечение адресности трансфертов в развивающихся странах: анализ опыта и некоторые выводы. URL: Link.
Мисихина С.Г., Гришина Е.Е. Зарубежный опыт и реформирование социальной поддержки малоимущих семей (населения) в России. URL: Link.
Adema W., Fron P., Ladaique M. Is the European Welfare State Really More Expensive? Indicators on Social Spending, 1980–2012; and a Manual to the OECD Social Expenditure Database (SOCX) // In: OECD Social, Employment and Migration Working Papers. 2011. № 124. URL: Link.
Schady Norbert, Araujo Maria Caridad. Cash Transfers, Conditions, School Enrollment and Child Work: Evidence from a Randomized Experiment in Ecuador. World Bank. Washington, DC: WB, 2006. URL: Link.
Social Safety Nets in OECD Countries // Social Safety Nets Primer Notes. WB. 2006. № 25. URL: Link.
Tesliuc E., Pop L., Grosh M., Yemtsov R. Income Support for the Poorest: A Review of Experience in Eastern Europe and Central Asia: Directions in Development. Washington, DC: WB, 2014.
World Social Protection Report 2014/15: Building economic recovery, inclusive development and social justice. International Labour Office. Geneva: ILO, 2014.