Кузубов С.А.доктор экономических наук, доцент департамента финансов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Российская Федерация skuzubov@hse.ru
Ивлев А.В.кандидат экономических наук, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой экономики и финансов, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Российская Федерация ivlevanton@bk.ru
Даниленко Н.И.кандидат экономических наук, доцент, заслуженный экономист России, Магнитогорский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Магнитогорск, Российская Федерация danilenko-nikolay@mail.ru
Тема. Современные условия развития системы высшего образования главным своим ориентиром имеют становление и формирование качественно нового уровня, отвечающего требованиям потребителей, работодателей, государства и общества в целом. Критериальными оценками развития данных процессов на современном этапе выступает агрегирующее преобразование вузов, а также их мировые и отечественные рейтинги. Названные процессы реализуются достаточно сложно и проблематично по ряду объективных и субъективных причин. В этих условиях принцип опоры на собственные силы и ресурсы становится определяющим в развитии как отдельно взятого вуза, так и их объединения. Цели. В статье сосредоточено внимание на соотношении экономических интересов вуза, его структурных подразделений и процессов стимулирования персонала в интересах максимально эффективной деятельности. Методология. С помощью общелогических методов и приемов исследования рассматриваются положения по организации и внедрению стимулирующих механизмов и инструментов в системе оплаты труда, а также положения современной теории экономики труда. Результаты. В статье описан структурно-экономический механизм распределения в вузе стимулирующего фонда по центрам прибыли, адаптирующийся в соответствии с требованиями и условиями внешней и внутренней среды учреждения. В качестве метода оценки эффективности человеческого капитала университета предложена модель, основанная на выделении чистых денежных потоков от различных видов деятельности персонала вуза. Выводы. Разработан механизм оплаты труда основных подразделений и категорий работников вуза и применения этой системы в российской практике для распределения выплат и надбавок с целью стимулирования профессиональной, коммерческой и инновационной деятельности как отдельных сотрудников и подразделений, так и организации в целом.
Hazelkorn E. University Research Management: Developing Research in New Institutions. Paris, OECD, 2005. URL: Link.
Boulton G., Lucas C. What are universities for? Chinese Science Bulletin, 2011, vol. 56, no. 23, pp. 2506–2517.
Trencher G. et al. Beyond the third mission: Exploring the emerging university function of co-creation for sustainability. Science and Public Policy, 2014, vol. 41, iss. 2, pp. 151–179.
Etzkowitz H. et al. The future of the university and the university of the future: evolution of ivory tower to entrepreneurial paradigm. Research Policy, 2000, vol. 29, iss. 2, pp. 313–330.
Stewart T.A. Intellectual Capital: The New Wealth of Organizations. Nicholas Brealey Publishing Ltd, 1998.
Edvinsson L., Malone M.S. Intellectual Capital: Realizing Your Company's True Value by Finding its Hidden Brainpower. New York, HarperBusiness, 1997.
Marr B. Impacting Future Value: How to Manage Your Intellectual Capital. CMA Canada, AICPA, CIMA, 2008.
Абакумова Н.Н. Влияние новой системы оплаты труда на результативность труда научно-педагогических работников // Управленец. 2011. № 1-2. С. 52–60.
Рочев К.В. Оценка качества труда и материальное стимулирование в вузе на базе системного подхода с помощью информационной индексной системы // Вопросы управления. 2014. № 12. С. 60–70.
Скворцова Н.В. Аналитическая оценка инвестиционной привлекательности Челябинской области как фактора экономического развития региона / Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики: м-лы науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 143–151.
Маликов Т.С. О рейтинге преподавателей вузов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 2. С. 52–54.
Ивлев А.В., Агеева И.А. Стимулирование инновационной и коммерческой деятельности работников и структурных подразделений вуза как основа его эффективного функционирования и развития // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика. 2015. Т. 2. С. 112–120.
Абилова М.Г., Агеева И.А., Асланов С.А. и др. Современные аспекты развития экономики: теория и практика: монография. Санкт-Петербург: Инфо-Да, 2015. 256 с.
Егоршин А.П., Хрисанов Ю.Н. Система оплаты труда персонала предприятия: монография. НН: НИМБ, 2005. 125 с.
Банько Н.А. Анализ мотивации профессионального совершенствования персонала предприятия // Проблемы экономики. 2009. № 5. С. 10–12.
Егоршин А.П., Гуськова И.В. Методология управления трудовыми ресурсами: монография. НН: НИМБ, 2008. 352 c.
Ивлев А.В. Стимулирующий эффект новой системы оплаты труда в вузе // Дискуссия. 2011. № 6. С. 15–19.