Карепина О.И.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация karepindima@mail.ru
Меликсетян С.Н.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация m.s88@bk.ru
Предмет. Одним из первоочередных направлений деятельности российского государства в современных условиях является экономное, эффективное и рациональное расходование денежных средств, направляемых в организации сферы культуры. В статье проанализированы источники бюджетного финансирования организаций сферы культуры, представлена методология государственного внутреннего (внутриведомственного) финансового контроля в учреждениях культуры, предложены и систематизированы показатели оценки эффективности расходования бюджетных средств организациями отрасли культуры. Цели. Раскрыть современное состояние финансирования учреждений сферы культуры и рассмотреть факторы, способствующие их эффективному расходованию. В работе поставлены следующие задачи: проанализировать бюджетное финансирование отрасли; исследовать внутренний государственный финансовый контроль; предложить показатели, позволяющие оценить эффективность израсходованных финансовых ресурсов учреждениями культуры, необходимые при проведении аудита эффективности бюджетных расходов. Методология. В исследовании использовались методы сравнительного анализа, классификации, систематизации, сопоставления и аналогии. Результаты. Статья представляет собой комплексный обзор бюджетного финансирования и организации внутреннего финансового контроля учреждений культуры. Представлена методология государственного внутреннего (внутриведомственного) финансового контроля; разработана система показателей оценки эффективности расходования бюджетных средств учреждениями культуры, применение которой возможно при организации внешнего государственного финансового контроля в процессе реализации контрольных мероприятий с включением аудита эффективности государственных расходов и при государственном внутреннем финансовом контроле в процессе оперативного контроля – мониторинга. Выводы. На основе проведенного исследования сделан вывод о необходимости совершенствования системы государственного финансового контроля, как внутреннего, так и внешнего, где ключевыми элементами должны быть государственный внутренний финансовый контроль и мониторинг с оперативным наблюдением за эффективностью расходования бюджетных средств. Это будет способствовать достижению высокого качества предоставляемых услуг в соответствии с рыночными требованиями и развитию системы государственного управления, отвечающей потребностям реформирования российской экономики в современных условиях.
Костоглодова Е.Д. Новации финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг учреждениями культуры // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361. С. 127–130.
Андреева О.В. Государственная финансовая политика в социальной сфере: основные подходы к изучению // Социальная политика и социология. 2016. Т. 15. № 2. С. 6–12.
Меликсетян С.Н., Отришко М.О. Реализация концепции бюджетирования, ориентированного на результат в государственных (муниципальных) учреждениях социальной сферы // Экономические науки. 2015. № 5. С. 97–101.
Рождественская И.А., Тамбовцев В.Л. Программно-целевое планирование: вчера, сегодня... завтра? // Вопросы экономики. 2016. № 6. С. 77–90.
Муртилова К.М.К. Государственный финансовый контроль как важнейший элемент управления бюджетными средствами // Актуальные вопросы современной экономики. 2014. № 4. С. 574–580.
Акиндинова Н.В., Чернявский А.В., Авдеева Д.А. Результативность бюджетных расходов в России и странах ОЭСР // Вопросы экономики. 2017. № 2. С. 30–61.
Рукина С.Н., Самодурова В.Н. Государственная программа – основной инструмент интеграции стратегического и бюджетного планирования // Сибирский экономический вестник. 2017. № 5. С. 141–151.
Карепина О.И. Теоретико-методологические основы государственного финансового контроля в условиях рыночных отношений // TERRA ECONOMICUS. 2006. № 2. С. 255–258.
Андреева О.В. Трансформация источников финансирования социальной сферы // Сибирская финансовая школа. 2016. № 3(116). С. 129–134.
Карташова С.А. Государственные заказы и закупки как организационный механизм управления целевыми программами // Новая наука: проблемы и перспективы. 2017. № 1-2. С. 226–228.