Варпаева И.А.кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет» института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского – Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация irinavarpaeva@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 7663-9603
Треушников Р.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет» института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского – Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация trv_ruslan@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 9182-4089
Предмет. Изучение концептуальных основ процесса разработки индикаторов результативности бюджетных расходов образовательного учреждения в рамках применения метода бюджетирования, ориентированного на результат. Цели. Изучение принципов актуального на данный момент времени проектно-целевого подхода к управлению бюджетными расходами системы образования Российской Федерации, концептуальных основ метода бюджетирования, ориентированного на результат, и разработка индикаторов результативности бюджетных расходов вуза в рамках названного метода. Методология. В данной работе исследование авторов базируется на диалектическом методе познания, использованы методы анализа и синтеза, сравнения. Результаты. На основе систематизации принципов проектно-целевого подхода к управлению бюджетными расходами системы образования Российской Федерации и концептуальных основ метода бюджетирования, ориентированного на результат, предложены типы и состав индикаторов результативности бюджетных расходов вуза. Указанные индикаторы результативности должны стать ключевыми аспектами системы государственного управления бюджетными расходами, основой системы университетского финансового менеджмента и элементом «управленческой» учетной политики вуза. Область применения. Предлагаемые авторами подходы к разработке и состав индикаторов результативности бюджетных расходов применимы в разработке тактических и стратегических бюджетов вуза в целях реализации проектно-целевого подхода к управлению системой образования Российской Федерации, необходимы для разработки модели бюджетирования и в целом для построения системы управленческого учета образовательного учреждения. Выводы. Полученные результаты способствуют построению результативной модели бюджетирования, ориентированного на результат, как элемента системы управленческого учета образовательного учреждения.
Ключевые слова: проектно-целевой подход, бюджетирование, ориентированное на результат, индикаторы результативности, эффективность бюджетных расходов, система управленческого учета
Список литературы:
Перерва А.Д., Еранов С.В., Иванова В.А., Сергеев С.Н. Путь IT-менеджера. Управление проектной средой и IT-проектами. СПб: Питер, 2016. 320 с.
Козлов А.С. Методология управления портфелем программ и проектов: монография. М.: Издательство «Флинта», 2011. 194 с.
Юрьева Т.В. Кризисный менеджмент и проектный подход // Эффективное антикризисное управление. 2013. № 5(80). С. 74–79. URL: Link
Патрахина Т.Н. К вопросу о применении проектно-целевого подхода в стратегическом управлении системой образования // Молодой ученый. 2015. № 16. С. 291–293. URL: Link
Лукьяненко З.Б., Югова Н.В. Программно-целевой метод в государственном управлении бюджетной сферой // ARS ADMINISTRANDI (Искусство управления). 2014. № 2. С. 72–78. URL: Link
Райзберг Б.А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой. М.: Лаборатория книги, 2012. 332 с.
Миленький А.В., Демидов П.С. Программное бюджетирование: преимущества и проблемы // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-3. С. 558–562. URL: Link
Голышев И.Г. Проектно-целевой подход к управлению интеграцией профессионального образования и производства в регионе // Среднее профессиональное образование. 2011. № 11. С. 7–10.
Сазонова З.С., Кудрявцева Е.В. Проектно-целевой метод как структурный компонент инновационных технологий активного взаимодействия // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. 2015. № 2(32). С. 190–196.
Мухаметзянова Г.В. Проектно-целевой подход – императив формирования профессиональной компетентности // Высшее образование в России. 2008. № 8. С. 104–110. URL: Link
Крадинов П.Г. Оценка эффективности программных расходов // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. 2011. № 1. С. 91–102. URL: Link
Ендовицкий Д.А. Бюджетирование в системе университетского финансового менеджмента // Экономика образования. 2008. № 3. С. 97–108. URL: Link
Юрьева Т.В. Проектно-целевой подход и его роль в современной экономике // Современные технологии управления. 2015. № 6(54). URL: Link
Макарова С.Н., Коломиец В.В. Реформа управления бюджетным процессом: переход к программно-целевому подходу в бюджетном планировании регионов // Дискуссия. 2015. № 2(54). С. 77–82. URL: Link
Букина И.С., Черных С.И. Бюджетирование, ориентированное на результат, и новое правовое положение государственных (муниципальных) предприятий // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2012. № 1. С. 25–43. URL: Link
Сугарова И.В. Программный бюджет: вопросы внедрения и применения // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 4. URL: Link
Таймасханов Х.Э., Сагов А.И. Бюджетирование как метод управления ресурсами здравоохранения // Вопросы экономики и права. 2012. № 44. С. 171–175. URL: Link
Харченко К.В. Технология пошагового аудита социальных показателей муниципальной стратегии // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 4. С. 83–94.
Ветров Г.Ю. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. 134 с.