Меликсетян С.Н.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация m.s88@bk.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 5692-7236
Предмет. В настоящее время вопросы формирования институциональной структуры обеспечения финансовой безопасности входят в число стратегических приоритетов государственной политики, что свидетельствует о достигнутом в обществе консенсусе относительно значительной роли России в мировой финансовой системе. Одним из первоочередных направлений деятельности российского государства является оптимизация структуры органов государственной власти с целью повышения эффективности и результативности их деятельности. Особое внимание в данном процессе отводится реформированию системы органов государственного финансового контроля. В статье представлены основные причины, снижающие эффективность деятельности правоохранительных органов России в части противодействия совершению финансовых нарушений, предложена модель противодействия коррупции посредством реализации мероприятий органов государственного финансового контроля. Цели. Раскрыть ключевую роль органов государственного финансового контроля в процессе обеспечения финансовой безопасности страны. В работе поставлены следующие задачи: выявить риски финансовой безопасности российского государства; рассмотреть основные виды финансовых нарушений в деятельности бюджетополучателей, выявленные в ходе контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля. Методология. В исследовании были использованы методы сравнительного анализа, систематизации, классификации, аналогии, сопоставления. Результаты. Работа представляет собой комплексный обзор роли органов государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности государства. Представлены результаты реализации контрольных мероприятий органов внутреннего и внешнего государственного финансового контроля; выявлены основные финансовые нарушения, представляющие угрозу для финансовой безопасности страны; предложена модель обеспечения финансовой безопасности государства и место государственного финансового контроля в ней; разработана модель противодействия коррупции посредством реализации мероприятий органов государственного финансового контроля. Выводы. На основе проведенного исследования заключается, что реальная борьба с финансовыми нарушениями (преступлениями) возможна только тогда, когда будет создана мощная система органов государственного финансового контроля. В свою очередь, обеспечение финансовой безопасности государства предполагает наличие эффективно функционирующей системы государственного финансового контроля. Только при условии рационального и эффективного распределения финансовых ресурсов, достижения социальной и экономической результативности расходования бюджетных средств возможно обеспечение достойного уровня жизни населения, направленного на улучшение социально-экономических показателей развития государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовая безопасность, финансовые нарушения, коррупция, специальный орган внешнего государственного финансового контроля
Список литературы:
Гурвич Е.Т., Прилепский И.В. Анализ экспертных и официальных прогнозов цен на нефть // Вопросы экономики. 2018. № 4. С. 26–48.
Сухарев О.С. Экономический рост и финансовые институты: влияние на макро- и микроуровнях // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 2. С. 76–90. URL: Link
Акиндинова Н.В., Чернявский А.В., Авдеева Д.А. Результативность бюджетных расходов в России и странах ОЭСР // Вопросы экономики. 2017. № 2. С. 30–61.
Иванов П.А. Выявление критических зон общественных финансов разноуровневых территориальных образований в контексте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2016. Т. 15. № 7. С. 142–152. URL: Link
Зайкова И.А. Устойчивое экономическое развитие как фактор обеспечения экономической безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. № 3. С. 442–448. URL: Link
Шеховцова Ю.А. О содержании понятий «методология» и «методология обеспечения экономической безопасности государства» // Экономические науки. 2016. № 1. С. 101–104. URL: Link
Фирсов И.В. Теоретические аспекты управленческой деятельности государственных органов, принимающих участие в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации // Экономические науки. 2013. № 11. С. 12–15. URL: Link
Почитаев А.Ю., Ахметов Р.Р. Трехмерная модель финансовой безопасности как инструмент формирования финансовой стратегии в контексте ценностно ориентированного управления // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. № 3. С. 545–560. URL: Link
Мохнаткина Л.Б. Сбалансированность бюджета и государственный долг как индикаторы финансово-бюджетной безопасности региона // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018. № 2. С. 106–119. URL: Link
Бабанский Д.И. Коэффициент фискальной нагрузки как один из инструментов оценки предпринимательского климата в регионе // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 4. С. 60–65. URL: Link
Мануйленко В.В. Исследование взаимосвязи и характеристика понятий «финансовая безопасность» и «финансовый риск» // Экономические науки. 2016. № 12. С. 111–113. URL: Link
Спирина С.Г. Финансовая безопасность экономических систем опережающего развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12. № 8. С. 55–68. URL: Link
Ермакова Э.Р. Научные подходы к определению категории «финансовая безопасность» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. № 9. С. 1712–1730. URL: Link
Муртилова К.М.-К. Государственный финансовый контроль как важнейший элемент управления бюджетными средствами // Актуальные вопросы современной экономики. 2014. № 4. С. 574–580. URL: Link
Лукин А.Г. Сущность понятий «финансовый контроль» и «контрольная деятельность» в исследовании проблематики развития методологии финансового контроля в интересах заинтересованного пользователя // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. Т. 9. № 34. С. 26–35. URL: Link
Аистов А.В., Рассадовская А.В. Экономические и неэкономические взаимосвязи коррупционных ожиданий // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. № 2. С. 220–236. URL: Link
Анчишкина О.В. Контрактные основы российской экономики: сфера государственного, муниципального и регулируемого заказа // Вопросы экономики. 2017. № 11. С. 93–110. URL: Link
Тамбовцев В.Л., Рождественская И.А. Программно-целевое планирование: вчера, сегодня... Завтра? // Вопросы экономики. 2016. № 6. С. 77–90. URL: Link
Печаткин В.В. Современные угрозы национальной безопасности страны и их нейтрализация на основе повышения эффективности использования инновационного потенциала региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12. № 9. С. 192–204. URL: Link
Климанов В.В., Михайлова А.А. Совершенствование регулирования бюджетов высокодотационных регионов // Финансы. 2015. № 7. С. 12–15.