Попова И.Н.кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО), Санкт-Петербург, Российская Федерация instats@ya.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 8145–7500
Предмет. Современное состояние рынка труда и высшего образования в учетной сфере в связи с появлением новейших цифровых технологий. Цели. Установление степени соответствия потребностей профессиональной среды и компетенций, формируемых при подготовке кадров для учетной сферы в высших учебных заведениях РФ. Методология. Статистический анализ показателей, характеризующих требования рынка труда, на основе электронных баз поиска персонала. Выборочный анализ учебных программ российских вузов для определения формируемых современных компетенций для профессионалов учетной среды, а также выборочное анкетирование студентов. Результаты. Происходящие изменения в состоянии рынка труда в учетной сфере совпадают с общими колебаниями рынка. По итогам обработки данных репрезентативной выборки было получено распределение навыков, ожидаемых работодателем от соискателей в рамках рассматриваемой модели рынка. Проведенный анализ позволяет утверждать, что в качестве преимущества соискателя рынок рассматривает опыт работы при наличии стандартных навыков. Специальных требований по компетенциям в области цифровой экономики нет, то есть качественных сдвигов на рынке труда еще не наблюдается. Это заключение подтверждено результатами анкетирования студентов выпускных курсов. Анализ учебных программ показал, что систематического внедрения в процесс обучения профессионального использования цифровых технологий не произошло, цифровая компонента представлена изучением специализированных бухгалтерских программ. Выводы. В настоящее время подавляющее большинство требований к специалистам в области бухгалтерского учета не предполагает, что новейшие технологии используются в работе. Учебные процессы в российских вузах соответствуют потенциальным требованиям рынка, который еще до сих пор невосприимчив к новым технологиям. Задача для вузовского образования РФ – стать лидером опережающего развития, давать студентам не только те знания, которые активно требуются рынком в учетной сфере сегодня, но и те, которые будут необходимы в перспективе.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, компетенции, образование, рынок труда, цифровая экономика
Список литературы:
Kavanagh M.H., Drennan L. What Skills and Attributes Does an Accounting Graduate Need? Evidence from Student Perceptions and Employer Expectations. Accounting and Finance, 2008, vol. 48, iss. 2, pp. 279‒300. URL: Link
Пятов М.Л. Бухгалтерская отчетность и новые технологии // Бухгалтерский учет. 2018. T. 3. C. 82‒91.
Сахаров Г.В., Зуева И.А. Изменение функций работников бухгалтерских служб в условиях развития цифровых информационных технологий // Экономические и гуманитарные науки. 2018. T. 6. № 317. C. 18‒26.
Бодяко А.В. Проблемы адаптации российской учетно-контрольной и аналитической практики среды к вызовам цифровой экономики // Вестник университета (Государственный университет управления). 2018. T. 4. C. 8‒13. URL: Link
Хоружий Л.И. Повышение качества бухгалтерских кадров – приоритетная задача ИПБ России // Аудиторские ведомости. 2015. № 3. C. 3‒13.
Гетьман В.Г. Всемирный «педсовет» бухгалтеров // Международный бухгалтерский учет. 2011. T. 14. Вып. 9. C. 51‒56. URL: Link
Nicolaescu C., David D., Farcas P. Professional and Transversal Competencies in the Accounting Field: Do Employers' Expectations Fit Students' Perceptions? Evidence from Western Romania. Studies in Business and Economics, 2017, vol. 12, iss. 3, pp. 126‒140. URL: Link
Apostolou B., Dorminey J.W., Hassell J.M., Rebele J.E. A Summary and Analysis of Education Research in Accounting Information Systems (AIS). Journal of Accounting Education, 2014, vol. 32, iss. 2, pp. 99‒112. URL: Link
Blount Y., Abedin B., Vatanasakdakul S., Erfani S. Integrating Enterprise Resource Planning (SAP) in the Accounting Curriculum: A Systematic Literature Review and Case Study. Accounting Education, 2016, vol. 25, iss. 2, pp. 185‒202. URL: Link
da Silva A.L.M., Azevedo E.P.R.S., Vasconcelos A.L.F.S., Tavares M.F.N., Gomes M.J. Percepção dos contadores quanto às dificuldades de competência técnica para a implantação do SPED nas entidades do terceiro setor, em cumprimento à instrução normativa Nº 1.510/2014. Revista Ambiente Contábil, 2018, vol. 10, no. 1, pp. 347‒370. URL: Link
Dzuranin A.C., Jones J.R., Olvera R.M. Infusing Data Analytics into the Accounting Curriculum: A Framework and Insights from Faculty. Journal of Accounting Education, 2018, vol. 43, pp. 24‒39. URL: Link
Al-Htaybat Kh., von Alberti-Alhtaybat L., Alhatabat Z. Educating Digital Natives for the Future: Accounting Educators' Evaluation of the Accounting Curriculum. Accounting Education, 2018, vol. 27, iss. 4, pp. 333‒357. URL: Link
Воронова Е.Ю. Дидактические аспекты обучения бухгалтерскому учету в высшей школе // Вестник МГИМО Университета. 2013. T. 5. № 32. C. 270‒275. URL: Link
Mani Z., Chouk I. Consumer Resistance to Innovation in Services: Challenges and Barriers in the Internet of Things Era. Journal of Product Innovation Management, 2018, vol. 35, iss. 5, pp. 780‒807. URL: Link
Никитенко И.В., Рогуленко Т.М., Пономарева С.В. Управление инновационным развитием высокотехнологичных корпораций России: монография. М.: Русайнс, 2015. 200 с. URL: Link
Максимова Т.Г., Минасян А.Р. Интеграционные проблемы системы образования и рынка труда при подготовке кадров для инновационной экономики России // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2015. T. 1. C. 131‒139. URL: Link
Low M., Botes V., De La Rue D., Allen J. Accounting Employers' Expectations – The Ideal Accounting Graduates. e-Journal of Business Education and Scholarship of Teaching, 2016, vol. 10, iss. 1, pp. 36‒57. URL: Link
Зырянова Т.В., Тарновская Ю.С. Методика разработки и внедрения унифицированного стандарта управленческого учета компании в условиях автоматизации учетного процесса // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 34. C. 2‒13. URL: Link
Строева О.А. Индикаторы оценки качества магистерской подготовки: проблема выбора приоритетов // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. № 4. C. 68‒74. URL: Link
Щеглова Т.Л. Новый российский хозяйственный учет для новой экономики // Мир новой экономики. 2018. № 1. C. 56‒65. URL: Link