Меликсетян C.Н.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация m.s88@bk.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 5692-7236
Предмет. Одним из приоритетных направлений национальной финансовой политики Российской Федерации является повышение эффективности и результативности использования государственных финансовых ресурсов. Особое внимание в данном процессе отводится реформированию системы органов государственного финансового контроля, а также поиску и внедрению инновационных методов государственного финансового контроля. Цели. Раскрыть ключевые направления повышения эффективности использования бюджетных средств в современных условиях. Задачами исследования являются определение промежуточных результатов реализации программ повышения эффективности расходов бюджета в рамках бюджетной реформы, выявление основных итогов проведения бюджетного мониторинга, а также разработка алгоритмов проведения мероприятий бюджетного мониторинга и общественного контроля. Методология. В исследовании использованы методы сравнительного анализа, систематизации, классификации, аналогии и сопоставления. Результаты. В статье показаны особенности реализации бюджетного мониторинга в настоящее время. На основе представленного обзора перспективных направлений повышения эффективности использования бюджетных средств и результатов проведения Федеральным казначейством РФ бюджетного мониторинга как инновационного метода государственного финансового контроля выявлены основные итоги реализации программ повышения эффективности использования бюджетных средств в 2012 и 2018 гг. и предложены алгоритмы проведения бюджетного мониторинга и общественного контроля в России. Выводы. На основе проведенного исследования сделан вывод, что реального повышения эффективности и результативности использования бюджетных средств можно достигнуть только при наличии конструктивного межведомственного взаимодействия органов государственного финансового контроля с правоохранительными органами, обеспечивающими финансовую безопасность государства. Достижение социальной и экономической результативности бюджетных расходов, повышение благосостояния страны и уровня жизни населения возможно лишь при условии рационального и эффективного распределения государственных финансовых ресурсов.
Ключевые слова: эффективность, расходы бюджета, государственный финансовый контроль, бюджетный мониторинг, общественный контроль
Список литературы:
Шевелько Д.А. Правовые основы программного бюджетирования субъектов Российской Федерации в аспекте их расходных обязательств // Финансовое право. 2016. № 3. С. 45–48. URL: Link
Карепина О.И. Развитие внешнего государственного финансового контроля в России // Человек и современный мир. 2018. № 5. С. 75–81.
Балынин И.В. Комплекс предложений по повышению прозрачности общественных финансов в Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2018. № 4. С. 80–84.
Алиева Э.Б., Казиахмедова А.А. Реформы управления бюджетными средствами в РФ // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10-1. С. 39–43.
Мастеров А.И. Программно-целевое бюджетирование как инструмент стимулирования экономического роста в России // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. Вып. 5. С. 1211–1228. URL: Link
Алиева Э.Б., Ширинов М.Б. Состояние государственного финансового контроля в Российской Федерации и перспективы развития // Государственная служба и кадры. 2018. № 1. С. 95–98.
Богачева О.В., Смородинов О.В. Формирование условий для проведения обзоров расходов в России // Финансовый журнал. 2019. № 1. С. 21–34. URL: Link
Бетрозова З.В., Хачиров А.И. Проблемы и перспективы развития государственного финансового контроля в России // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8. С. 175–177.
Ковтун Л.Р. Бюджетный мониторинг – перспективный метод государственного казначейского контроля // Финансы. 2018. № 5. С. 28–33.
Бергаль Е.В., Кулинченко Т.В. Развитие системы внутреннего государственного финансово-бюджетного контроля в аграрном регионе // Экономика и предпринимательство. 2018. № 6. С. 360–364.
Чулков А.С. Развитие государственного внутреннего финансового контроля в субъектах Российской Федерации // Финансы. 2019. № 2. С. 48–53.
Сметанко А.В., Кулякина Е.Л. Риск-ориентированный внутренний аудит в системе идентификации признаков и причин мошенничества // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. Вып. 4. С. 755–766. URL: Link
Санникова И.Н., Приходько Е.А. Обеспечение финансовой безопасности региона как эффективный инструмент бюджетной политики // Экономика. Профессия. Бизнес. 2019. Т. 1. № 1. С. 48–55. URL: Link
Балынин И.В. Финансовое обеспечение муниципальных образований в Российской Федерации: ключевые проблемы и пути их решения // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. Вып. 9. С. 2086–2104. URL: Link
Белостоцкий А.А. Зарубежный опыт инициативного бюджетирования в управлении государственными финансами // Экономические науки. 2018. № 12. С. 89–93. URL: Link
Вагин В.В., Шаповалова Н.А. Состояние инициативного бюджетирования в Российской Федерации: новые тренды и возможности развития // Финансовый журнал. 2018. № 1. С. 110–122. URL: Link
Родионова О.В., Сигалов К.Е. Проблемы эффективности современного социального государства: общемировые и российские тенденции // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018. Т. 8. № 6. С. 43–48. URL: Link
Андреева О.В., Самойлова К.Н., Такмазян А.С. Современные тенденции финансового обеспечения социально-культурного комплекса Российской Федерации // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 7-3. С. 7–10.