Особенности учета банковских вкладов, доверительного финансирования (мудараба) и налога в пользу бедных и нуждающихся (закят) исламских финансовых институтов
Предмет. В статье рассматриваются исламские финансовые инструменты и их отражение в бухгалтерском учете исламских финансовых институтов. Цели. Раскрытие особенностей банковских вкладов, доверительного финансирования и налога в пользу бедных в исламской модели бухгалтерского учета. Методология. В исследовании использованы методы сравнительного анализа, систематизации, классификации, аналогии и сопоставления. Результаты. Исследованы финансовые инструменты исламских институтов, приведены примеры их отражения в бухгалтерских книгах, классифицированы их разновидности и выделены отличительные черты. На банковские сберегательные счета исламских банков не начисляются проценты; финансовые инструменты основываются на принципе разделения прибылей и убытков; исламские финансовые институты, помимо налога на прибыль, платят религиозный налог. В статье приводятся стандарты Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (ААОИФИ), которые регулируют все рассмотренные счета, раскрываются бухгалтерские записи получения и/или возврата капитала, начисления прибыли и/или убытка, рассказывается об обязательности составления специального отчета, который публикуется наряду с другими традиционными отчетами. Также в статье подробно описан специальный налог в пользу бедных (Закят), условия его сбора и выплаты, процесс и метод расчета, зачем и кому выплачивается, оценка активов и обязательств, которые облагаются данным налогом. Выводы. В исламской модели бухгалтерского учета выделяют три вида вкладов до востребования: Вадиа, Амана и Кард хасан. Они отражаются в бухгалтерских книгах практически так же, как и в традиционной учетной модели. Инвестиционные вклады (Мудараба) имеют отличительный характер. По ним не гарантируется выплата прибыли. Последняя исключительно зависит от результата проекта. Счета основаны на принципе разделения прибылей и убытков и очень схожи с венчурным капиталом в современной экономической системе.
DiVanna J.A. Understanding Islamic Banking: The Value Proposition that Transcends Cultures. Cambridge University Press, 2008, 174 p.
Хамидуллина З.Ч. Социальная направленность как определяющая особенность исламской модели бухгалтерского учета // Финансовый бизнес. 2016. № 2. С. 49–52.
Гордеева О.Е., Львова Н.А. Исламская финансовая система // Вестник СПбУ. Серия 5: Экономика. 2009. № 3. С. 124–133.
Napier Сh. Other Cultures Other Accounting? Islamic Accounting from Past to Present. 5th Accounting History International Conference. Banff Center, 2007, 34 p.
Умаров Х.С. Партнерская (исламская) модель бухгалтерского учета как социально-экономическое явление // Международный бухгалтерский учет. 2017. Т. 20. Вып. 7. С. 385–396. URL: Link
Atmeh M.A., Hadi Ramadan A. A Critique on Accounting for the Mudarabah Contract. Journal of Islamic Accounting and Business Research, 2012, vol. 3, iss. 1, pp. 7–19. URL: Link
Maali B., Napier Ch. Accounting, Religion and Organizational Culture: The Creation of Jordan Islamic Bank. Journal of Islamic Accounting and Business Research, 2010, vol. 1, iss. 2, pp. 92–113. URL: Link
Mervyn K.L. Islam and Accounting. Accounting Forum, 2001, vol. 25, no. 2, pp. 103–127.
Воронова Е.Ю. Исламская модель бухгалтерского учета: подходы к оценке активов и обязательств // Экономика и предпринимательство. 2016. № 8. С. 938–941.
Sivakumar Velayutham. Conventional Accounting vs Islamic Accounting: The Debate Revisited. Journal of Islamic Accounting and Business Research, 2014, vol. 5, iss. 2, pp. 126–141. URL: Link
Altarawneh G., Lucas M. Understanding the Dominance of Western Accounting and Neglect of Islamic Accounting in Islamic Countries. Journal of Islamic Accounting and Business Research, 2012, vol. 3, iss. 2, pp. 99–120. URL: Link
Умаров Х.С. Этические нормы шариата - институциональная основа исламской модели бухгалтерского учета / Состояние и перспективы развития бухгалтерского учета и контроля в современных концепциях управления: материалы Международной научной Интернет-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского, 2015. С. 217–220.
Воронова Е.Ю. Роль Закята (религиозного налога в пользу бедных) в исламской модели бухгалтерского учета // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-1. С. 444–446.
Беккин Р.И. Закят: налоги или религиозная обязанность? // Финансы. 2008. № 11. С. 35–39.
Умаров Х.С. Учет и оценка Закята в исламских финансовых институтах / Стан та перспективи розвитку облiку, аналiзу, аудиту та контролю в умовах трансформацiï економiки: Мiжнародна науково-практична конференцiя. Аналiтичний центр «Нова Економiка», 2014. С. 109–112.
Воронова Е.Ю. Этика как составляющая исламской модели бухгалтерского учета // Аудитор. 2016. № 8. С. 29–34.
Farah Aida A.N. Roles and Impacts of AAOIFI in Dealing with the Accounting and Disclosure of Zakah and Interest (Riba). Auckland University of Technology, 2009, 78 р.
Воронова Е.Ю. Влияние религиозного фактора в исламской модели бухгалтерского учета // Евразийский юридический журнал. 2016. № 5. С. 335–337.
Умаров Х.С. О бухгалтерской отчетности в исламских страховых компаниях: стандарт СФУ 12 ААОИФИ // Страховое дело. 2013. № 6. С. 52–57.