Предмет. Проводимые в России институциональные преобразования, затрагивающие все сферы социально-экономической жизни общества, ориентируют вузы, выступающие локомотивом устойчивого экономического роста страны, на инновационный путь развития, повышение качества образования, обновление его структуры и содержания, наращивание стратегических конкурентных преимуществ на образовательном рынке, в том числе международном. Сложность и многогранность стоящих перед вузами задач обострили необходимость проведения в них организационных преобразований, повышения эффективности управления, во многом зависящих от уровня учетно-информационного обеспечения, являющегося коррелятором организованности вузовских систем, средством управления и базой обоснованного принятия решений по развитию внутреннего потенциала и адаптации к требованиям рынка и сложной конкурентной среды. В этом контексте необходим анализ институциональной среды в разрезе ее структурных элементов. Цели. Исследование институциональной среды функционирования вузов и характера ее влияния на объектную основу, систему показателей и инструментарий управленческого учета, выявление учетно-информационных потребностей системы внутривузовского менеджмента. Методология. В процессе исследования применялся системный подход к изучаемой проблеме и общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, логический, статистический, а также приемы систематизации теоретического и практического материала. Результаты. Выявлены, идентифицированы и систематизированы факторы внешней и внутренней среды современных вузов. Доказано, что факторы институциональной среды вуза, имеющие сложный и детерминированный характер, оказывают влияние на его учетно-информационную систему, формируя таким образом ее общий информационный каркас и конструктивные черты. Выводы. Сделан вывод о том, что факторы внешней и внутренней среды определяют учетный инструментарий и учетные методы, имеющиеся в распоряжении менеджмента для планирования, организации, мотивации, контроля и учета внутренней деятельности вузов и приведения ее в соответствие с динамично изменяющейся внешней средой для обеспечения эффективного функционирования, выполнения целей и миссии.
Ключевые слова: вуз, управленческий учет, учетно- информационное обеспечение, факторы внешней и внутренней институциональной среды
Список литературы:
Зернов В.А. Конкурентоспособность образования как условие развития конкурентоспособности экономики // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2008. № 4. С. 14–19.
Глущенко А.В., Егорова Е.М. Методологический подход к организации управленческого учета в вузе с позиций процессного управления // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2011. № 2. С. 179–188. URL: Link
Глущенко А.В., Егорова Е.М. Модель функционально-стратегического бюджетирования, ориентированного на результат, как базового элемента системы управленческого учета вуза // Экономика образования. 2011. № 4. C. 147–155. URL: Link
Мялкина Е.В. Организация системы управленческого учета в университете как механизма инновационных изменений // Вестник Мининского университета. 2015. № 3. С. 5–15. URL: Link
Волошин Д.А. Совершенствование и развитие системы управленческого учета на предприятии // Экономический анализ: теория и практика. 2007. Т. 6. Вып. 22. С. 22–28. URL: Link
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.
Макаренко Т.В. Современный подход к трансформации российских стандартов по бухгалтерскому учету в учетную политику по управленческому учету // Учет и статистика. 2016. № 3. С. 26–34. URL: Link
Бойко И.П., Евневич М.А., Колышкин А.В. Экономика предприятия в цифровую эпоху // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 7. С. 1127–1136. URL: Link
Вахрушина М.А. Парадигма бухгалтерского учета и отчетности в условиях глобальной экономики: проблемы России и пути их решения // Международный бухгалтерский учет. 2014. Т. 17. Вып. 25. С. 38–46. URL: Link
Беляков С.А., Клячко Т.Л. Оценка вклада высшего и среднего профессионального образования в экономику российских регионов. М.: Дело, 2016. 79 с.
Егоршин А.П. Возможные сценарии (О развитии высшего образования в России) // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 21–26. URL: Link
Сборник научных статей ЦСМ ЭФ МГУ. Вып. 1 / под ред. В.И. Маршева. М.: Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2017. 216 с. URL: Link
Парасоцкая Н.Н. Управленческий учет в высших учебных заведениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 21. С. 20–25. URL: Link
Романов М.С. Управленческий учет и его роль в управлении организацией // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 1. С. 6–16. URL: Link
Блаженкова Н.М. Стратегический управленческий учет как информационная подсистема предприятия // Бухгалтерский учет. 2008. № 12. С. 72–75.
Тейхейра П. Рынки в сфере высшего профессионального образования: можем ли мы по-прежнему учиться у классиков? // Экономика образования. 2008. № 4. С. 163–169. URL: Link
Шепс И., Езрахович А. Международный стандарт ISO 9004:2018: качество организации и устойчивый успех // Методы менеджмента качества. 2020. № 3. С. 14–22. URL: Link
Глущенко А.В., Егорова Е.М. Концептуальное видение и механизм реализации функционально-стратегического бюджетирования в вузе // Международный бухгалтерский учет. 2015. Т. 18. Вып. 17. С. 17–31. URL: Link
Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. М.: Олимп-Бизнес, 2004. 294 с.
Вахитов Д.Р., Кондратьева Т.Н. Профессорско-преподавательский состав вузов в условиях реформирования российской системы высшего образования // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2015. № 1. С. 43–47. URL: Link