Жильцова А.В.старший экономист, ПАО «МТС», Нижний Новгород, Российская Федерация alina-zhiltc@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Павлова О.А.студентка юридического факультета, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация olga.pavlova_winner@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Предмет. В настоящее время расширение масштабов конкуренции, с одной стороны, и экономический кризис, с другой стороны, заставляют производителей и продавцов активизировать использование товарных знаков в целях удержания старых и привлечения новых покупателей. Общеизвестно, что решение о совершении покупки более чем на 80 процентов строится только на визуальной информации, а не на рациональном подходе. Правовые проблемы, связанные с использованием товарных знаков в коммерческом обороте, являются предметом пристального внимания профессионального и научного сообщества как в России, так и за рубежом и имеют глубокие исторические корни. Цели. Обоснование необходимости более четкого определения дефиниций понятия «товарный знак» для правовых отношений, изучение частного инструментария исследования словесных торговых марок, а также проведение эксперимента для доказательства эффективности использования тахистоскопических инструментов в исследовании товарных знаков в рамках судебных экспертиз. Методология. В работе использовались общенаучные и частные методы познания. Применение тахистоскопического инструментария при исследовании товарных знаков, содержащих словесные обозначения, на основе малой выборки позволило провести эксперимент и получить выводы. Результаты. Товарные знаки использовались в коммерческом обороте еще до нашей эры, а во второй половине XIX в. экономически развитые страны сформировали законодательную базу о средствах индивидуализации. Все соответствующие нормативные акты совершенствуются и по сей день на основе принципа преемственности. Системный подход и обобщение позволили систематизировать приоритетные точки зрения на понятие «товарный знак» и представить уточненный термин, что важно для научной и практической деятельности юристов, менеджеров и экономистов. На основе эксперимента получены выводы, позволяющие предложить возможность их экстраполяции на подобные исследования в рамках судебной экспертизы. Область применения. Представленные в статье результаты предназначены для совершенствования нормативно-правовой базы средств индивидуализации. Инструментарий и результаты эксперимента могут использоваться не только в научной, но и в практической деятельности, связанной с судебными экспертизами товарных знаков, содержащих словесные обозначения, а также в преподавании правовых дисциплин. Выводы. Товарный знак для специалистов является категорией права, а с точки зрения обывателя – неким символом, способным привлечь внимание к товару. В смешанной экономике реакция потребителя на товарный знак в значительной степени определяет положение производителя на рынке, поэтому уточнение содержания понятия «товарный знак» необходимо для большого круга участников коммерческого оборота, в том числе для юридических служб компаний. Арбитражные суды РФ все чаще рассматривают правовые споры по товарным знакам. Таким образом, уточненное нами понятие и проведенный эксперимент имеют научную и прикладную ценность.
Цыбаков Д.Л., Лисенкова И.А. Генезис понятия «товарный знак» в правовой мысли и юридической практике // Вестник государственного и муниципального управления. 2017. № 1. С. 60–63. URL: Link
Жильцова Ю.В., Жильцова А.В. Русско-германская таможенная война и торговые договоры 1893 и 1904 годов. Часть 1 // Международный бухгалтерский учет. 2018. Т. 21. Вып. 7. С. 852–866. URL: Link
Иванова Е.Г. История развития понятия товарного знака и его функций // Юридическая наука. 2014. № 3. С. 48–51. URL: Link
Панкова М.Н. Эволюция и развитие законодательства о средствах индивидуализации в России // Вестник Военного университета. 2011. № 3. С. 156–163.
Романов С.С. Товарный знак: понятие и виды // Таврический научный обозреватель. 2016. № 12. URL: Link
Егоров В.В., Егорова Е.В. Товарный знак как маркетинговый и правовой феномен // Journal of New Economy. 2008. № 3. С. 20–25. URL: Link
Верхолётов М.А. Товарный знак и коммерческое обозначение: проблемы в соотношении правового регулирования // Марийский юридический вестник. 2016. № 3. С. 81–84. URL: Link
Павлова С.А. Товарный знак как объект правовой защиты // Вестник науки и образования. 2020. № 24-4. С. 36–39. URL: Link
Сапонов Д.И. Тахистоскопическая методика в исследовании смешения товарных знаков // Мониторинг. 2010. № 4. URL: Link
Наврузалиева В.Н. Понятие и признаки товарных знаков и знаков обслуживания в современных условиях рыночной экономики // Гуманитарные и юридические исследования. 2013. № 3. С. 54–56. URL: Link
Комлев Н.Ю., Фазлиева Л.К. Правовая охрана товарного знака: теоретический и практический аспекты // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2019. № 2. С. 63–67. URL: Link
Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л.: Ленинградский государственный университет, 1974. 160 с.