Маханько Л.С.доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита в промышленности, Белорусский государственный экономический университет (БГЭУ), Минск, Республика Беларусь lu_mahanko@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-4326-3575 SPIN-код: 4396-6111
Предмет. Стимулирующие маркетинговые мероприятия, предназначенные для привлечения покупателей и увеличения объемов продаж, становятся разнообразнее, приобретают новые формы, в связи с чем применяемый в бухгалтерском учете методический инструментарий теряет свою актуальность, требует адаптации к новым условиям, в том числе и сближением с международными стандартами финансовой отчетности. Цели. Разработка методики бухгалтерского учета маркетинговых инструментов стимулирования продаж, позволяющей повысить качество оценки финансового положения организации. Методология. Исследование выполнено на основе анализа и обзора белорусских и российских нормативных правовых актов, международных стандартов финансовой отчетности, научных статей, использования общенаучных методов познания: сравнения, обобщения, группировки, систематизации. Результаты. Предложена методика бухгалтерского учета маркетинговых инструментов стимулирования продаж, распределенных во времени, включающая обоснование объекта бухгалтерского учета «обязательство перед покупателями», рекомендации по расчету его величины, введение дополнительных субсчетов для отражения обязательств перед покупателями с формированием бухгалтерских записей по отражению процесса предоставления маркетинговых инструментов стимулирования продаж. Область применения. Практическая деятельность предприятий, отдельные положения законодательства в области бухгалтерского учета маркетинговой деятельности и образовательная деятельность в части методики бухгалтерского учета маркетинговых инструментов стимулирования продаж. Выводы. Современные белорусские и российские нормативные правовые акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета маркетинговых инструментов стимулирования продаж, охватывают лишь часть вопросов, связанных с учетом маркетинговых мероприятий. В бухгалтерском учете не происходит разделения учета операций по реализации с использованием маркетинговых инструментов стимулирования продаж, распределенных и не распределенных во времени. Это обусловливает необходимость дальнейших научных исследований в области бухгалтерского учета маркетинговых инструментов стимулирования продаж, распределенных во времени.
Карпич М.А. Продажа товаров комплектами // Бухгалтерский учет. 2019. № 10. С. 41–51.
Кислов Д.В. Скидки и премии: бухгалтерский и налоговый учет // Бухгалтерский учет. 2019. № 7. С. 27–36.
Минченко А.А. Расходы на продвижение товаров: налоговый учет // Бухгалтерский учет. 2019. № 4. С. 135–138.
Федорова О.С. Некоторые вопросы учета в оптовой торговле // Налоги и финансовое право. 2020. № 2. С. 142–153.
Крикун Е.С., Суворов Н.С., Агеева Е.В. Выручка предприятия в условиях применения программ лояльности // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2019. Т. 81. № 1. С. 345–350. URL: Link
Головач О.В., Бондаренко О.А. Учет и отражение в отчетности резервов, условных активов и условных обязательств в учетной практике Республики Беларусь согласно МСФО (IAS) 37 // Бухгалтерский учет и анализ. 2019. № 2. С. 3–13. URL: Link
Дружиловская Э.С. Формирование величины оценочных обязательств по МСФО // Бухгалтерский учет. 2020. № 4. С. 16–23.
Аристова Д.А., Федорова О.В. Особенности формирования и отражения в финансовой отчетности оценочных обязательств // Экономика и предпринимательство. 2019. № 12. С. 603–606.
Супрунова Е.А. Проблемы классификации обязательств в бухгалтерском учете // Вектор экономики. 2019. № 5. С. 23. URL: Link
Жукова О.В. Оценочные резервы и оценочные обязательства: проблема трактовки в системе российского нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета // Вестник университета. 2020. № 5. С. 129–134. URL: Link
Плотников В.С., Канапинова С.С. Концептуальные основы: договорные обязанности и обязательства как элементы финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2020. Т. 23. Вып. 7. С. 726–741. URL: Link
Козырев С.Н. Скидки и бонусы в рознице // Финансы, учет, аудит. 2021. № 4. С. 73–75.