Лисовская И.А.доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансового менеджмента, управленческого учета и международных стандартов финансовой деятельности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГC), Москва, Российская Федерация lisovskaya_ia@mail.ru https://orcid.org/0000-0001-8693-9729 SPIN-код: 6105-3974
Трапезникова Н.Г.кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГC), Москва, Российская Федерация nata-trapeznikova@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 6316-6646
Предмет. Нормативная база, устанавливающая порядок ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности организации в России, пополнилась новым документом – ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», переход к положениям которого обязателен с 1 января 2024 г. В статье рассмотрены вопросы обоснованности признания объектами нематериальных активов следующих объектов: торговые знаки, веб-сайты, гудвил. Цели. Анализ сложных вопросов и особенностей практической квалификации отдельных объектов учета с позиции их соответствия методическим положениям ФСБУ 14/2022 на этапе перехода к применению указанного стандарта. Методология. Использовались системный анализ и логическое обобщение законодательных и нормативных документов, а также специальной литературы, рассматривающих вопросы учета объектов нематериальных активов. Результаты. Установлено, что для обоснованного признания рассмотренных объектов, включая торговые знаки, веб-сайты и гудвил, необходимо проанализировать их соответствие положениям ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы». В ряде случаев для правильной квалификации перечисленных объектов понадобится профессиональное суждение бухгалтера. Область применения. Результаты исследования могут быть использованы в научной и практической деятельности, для обучения специалистов в области бухгалтерского учета и аудита, а также для разработки предложений по корректному переходу к применению положений ФСБУ 14/2022, ориентированного на совершенствование отечественного бухгалтерского учета. Выводы. Одними из причин наличия выявленных проблем являются разнообразие и множественность качеств различных видов нематериальных активов и экономических выгод, которые они способны создать для организации, а также появление новых учетных объектов «нематериального характера», которые требуют обоснованной квалификации в бухгалтерском учете. Принимая во внимание то, что в настоящее время не все российские бухгалтеры обладают достаточной методологической и методической подготовкой в части трактовки отдельных сложных положений ФСБУ 14/2022, целесообразно уже сейчас уделить им внимание для корректного перехода на новый стандарт.
Ключевые слова: нематериальные активы, средства индивидуализации, веб-сайты, гудвил
Список литературы:
Манохова С.В. Товарный знак и торговая марка: как учесть? // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. № 11. С. 21–32. URL: Link
Диркова Е. Учет затрат на бизнес-план // Практическая бухгалтерия. 2017. № 10. С. 50–54. URL: Link
Акатьева М.Д. Товарный знак как нематериальный актив организации: особенности учета и защиты от незаконного использования // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2016. № 1. С. 2–10. URL: Link
Алексеева Г.И. Проблемы идентификации, признания и оценки объектов интеллектуальной собственности в финансовой отчетности (Окончание следует) // Международный бухгалтерский учет. 2013. Т. 16. Вып. 42. С. 27–35. URL: Link
Алексеева Г.И. Проблемы идентификации, признания и оценки объектов интеллектуальной собственности в финансовой отчетности (Окончание) // Международный бухгалтерский учет. 2013. Т. 16. Вып. 43. С. 15–22. URL: Link
Жильцова Ю.В., Жильцова А.В., Павлова О.А. Товарные знаки: ретроспектива, дефиниции, частные инструменты исследования // Международный бухгалтерский учет. 2021. Т. 24. Вып. 2. С. 206–226. URL: Link
Мартова А.М. Приобретение товарного знака // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2020. № 6. С. 52–55.
Гришина О.П. Об учете расходов на создание сайта // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. 2020. № 11. С. 36–44.
Бурсулая Т. Учетные особенности интернет-торговли // Новая бухгалтерия. 2019. № 11. С. 58–84.
Сурков А.А. Порядок признания при УСНО расходов, связанных с созданием сайта // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2019. № 7. С. 22–28.
Сваин Б.Л. Комментарий к Письму ФАС России от 25.09.2019 № АК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» // Нормативные акты для бухгалтера. 2019. № 20. С. 111–112.
Дмитриева О.В. Методические подходы к учету расходов на создание интернет-сайта организации // Международный бухгалтерский учет. 2017. Т. 20. Вып. 6. С. 351–368. URL: Link
Арчакова-Ужахова М.Б. Практические аспекты учета сделок по объединению бизнеса в топливно-энергетическом секторе // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2019. № 2. С. 84–89. URL: Link
Климашина Ю.С. Альтернативный подход к учету деловой репутации организаций // Аудитор. 2015. № 10. С. 42–49. URL: Link
Плотников В.С., Плотникова О.В. Гудвилл как капитализация стоимости трансакционных издержек по объединению бизнеса // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. Вып. 1. С. 145–159. URL: Link
Плотников В.С., Плотникова О.В. Двойственность оценки гудвилла в финансовом учете и отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2021. Т. 24. Вып. 4. С. 372–391. URL: Link
Устинова Я.И., Воеводин А.П. Деловая репутация: информационные ограничения российской концепции бухгалтерского учета // Вестник НГУЭУ. 2016. № 4. С. 129–144. URL: Link
Романова Л. Когда нужно признать в учете отношения с клиентами // МСФО на практике. 2017. № 9. URL: Link
Акатьева М.Д. Учетная и внеучетная составляющие деловой репутации // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2016. № 3. С. 22–29. URL: Link
Парыгина Н.Н., Невзгодина Е.Л. Гудвилл и деловая репутация: сравнительная характеристика // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2017. № 4. С. 83–87. URL: Link