Вахрушина А.А.кандидат экономических наук, старший преподаватель, Департамент финансового менеджмента Высшей школы бизнеса, Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики (НИУ – ВШЭ), Москва, Российская Федерация avakhrushina@hse.ru https://orcid.org/0000-0002-7664-3489 SPIN-код: 3547-1507
Предмет. Широкое распространение концепции устойчивого развития способствует активному участию вузов в реализации международных инициатив в данной области, в том числе с помощью раскрытия показателей о достижении ими целей устойчивого развития (ЦУР) в публичной отчетности на основе ESG-подхода. Цели. Систематизация существующих фреймворков в области подготовки отчетов об устойчивом развитии, а также анализ выборочных данных ведущих российских вузов о реализации ЦУР с использованием ESG-подхода, позволяющего оценить эффективность их деятельности по трем ключевым аспектам: экологическому, социальному и управленческому. Методология. В качестве методов исследования применялись: контент-анализ, обеспечивающий количественную оценку данных и подсчет частоты фрагментов, связанных с раскрытием вузами данных о достижении ЦУР; системный анализ для агрегирования полученных результатов; группировка информации, выявление логических взаимосвязей и формулирование критических замечаний и выводов. Результаты. В теоретической части статьи систематизирован существующий нормативный контекст формирования отчетности в области устойчивого развития с учетом анализа возможности его использования организациями высшего образования. В эмпирической части статьи выполнена оценка качества составления отчетов об устойчивом развитии (о достижении ЦУР) рядом отечественных университетов, имеющих достижения согласно международным рейтингам Times Higher Education – Impact Rankings и QS World University Rankings: Sustainability в целях обобщения практики и концептуализации системы ESG-показателей на уровне вузов для достижения ЦУР ООН, предполагающей возможность ее дальнейшего распространения и внедрения вузами России. Выводы. Подавляющая часть ведущих российских вузов практикует формирование отчетов о достижении ЦУР, транслируя свои ориентиры и стратегии в пользу устойчивого развития страны и регионов. Систематизированный в статье перечень ESG-показателей, адаптированный под специфику сферы высшего образования, способен выступить инструментом оценки достигнутых вузами итогов в динамике. Выводы настоящего исследования представляют интерес для исследователей в области университетского управления, представителей административного звена, аналитиков и сотрудников учетно-аналитических структурных подразделений вузов, формирующих информационную базу для создания публичных отчетов и принятия управленческих решений в области устойчивого развития.
Ключевые слова: цели устойчивого развития, устойчивое развитие, ESG, ESG-подход, отчетность, университет, вуз
Список литературы:
Lozano R. Diffusion of Sustainable Development in Universities' Curricula: An Empirical Example from Cardiff University. Journal of Cleaner Production, 2010, vol. 18, iss. 7, pp. 637–644. URL: Link
Xue Q. Increasing Commitment to the Sustainable Development Goals across Universities Worldwide. Sustainable Horizons, 2022, vol. 2, 100021. URL: Link
Aleixo A.M., Leal S., Azeiteiro U.M. Conceptualization of Sustainable Higher Education Institutions, Roles, Barriers, and Challenges for Sustainability: An Exploratory Study in Portugal. Journal of Cleaner Production, 2018, vol. 172, pp. 1664–1673. URL: Link
Bice S., Coates H. University Sustainability Reporting: Taking Stock of Transparency. Tertiary Education and Management, 2016, vol. 22, iss. 1, pp. 1–18. URL: Link
Filho W.L., Shiel C., Paco A. et al. Sustainable Development Goals and Sustainability Teaching at Universities: Falling Behind or Getting Ahead of the Pack? Journal of Cleaner Production, 2019, vol. 232, pp. 285–294. URL: Link
Agbedahin A.V. Sustainable Development, Education for Sustainable Development, and the 2030 Agenda for Sustainable Development: Emergence, Efficacy, Eminence, and Future. Sustainable Development, 2019, vol. 27, iss. 4, pp. 669–680. URL: Link
Акбердина В.В., Василенко Е.В. Университет как участник региональной инновационной экосистемы: типология базовых стратегий поведения // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. № 2. С. 9–26. URL: Link
Макаров И.Н., Назаренко В.С., Осипова И.В., Лесных Е.В. ESG-подход в системе стратегического управления экономическими системами национального и регионального уровня // Креативная экономика. 2022. Т. 16. № 7. С. 2569–2586. URL: Link
Макаров И.Н., Назаренко В.С. ESG повестка как фактор конкурентоспособности бизнеса и регионов в контексте устойчивого развития // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2021. № 24. С. 26–37. URL: Link
Томилин О.Б. Отложенные проблемы университетского менеджмента: стратегическое измерение // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. № 2. C. 38–58. URL: Link
Дремова О.В., Щеглова И.А. Третья миссия университетов в России: тренд на (не)коммерциализацию? // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. № 2. С. 27–37. URL: Link
Полякова П.М., Малков А.В., Рудакова Н.А. Анализ ESG – трансформации российских компаний нефтегазовой отрасли // Успехи в химии и химической технологии. 2022. Т. 36. № 1(250). С. 78–81. URL: Link
Chambers D.P., Walker C. Sustainability as a Catalyst for Change in Universities: New Roles to Meet New Challenges. In: Davim J., Leal Filho W. (eds) Challenges in Higher Education for Sustainability. Management and Industrial Engineering. Springer, Cham, 2016. URL: Link
Hajer M., Nilsson M., Raworth K. et al. Beyond Cockpit-ism: Four Insights to Enhance the Transformative Potential of the Sustainable Development Goals. Sustainability, 2015, vol. 7, iss. 2, pp. 1651–1660. URL: Link