Зайковский В.Н.кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного управления и менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Тверской филиал bublek_z@rambler.ru
В статье раскрывается сущность "сервисной" модели государства и ее роль в системе мер по совершенствованию национальной системы государственного управления современной России. Обобщены существующие в литературе мнения относительно сущности сервисного государства, определены основные направления практической деятельности, связанной с построением сервисного государства в нашей стране, и сопоставлены с мерами по реформированию действующей в России системы публичного управления.
Ключевые слова: административная реформа, государственные (муниципальные) услуги, новое государственное управление, перестраивающееся правительство, сервисное государство, социальное государство, электронное государство
Список литературы:
Бачило И.Л. Государство социальное или сервисное? (Информационно-правовой аспект) // Право. Журнал высшей школы экономики. 2010. № 1. С. 3–11.
Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник. М.: ЮРАЙТ, 2010, 415 с.
Захаренко Е.Н. Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. М.: Азбуковник, 2003, 784 с.
Коженко Я. Сервисное государство: проблемы теории и практики реализации // Власть. 2010. № 3. С. 44–46.
Кузнецов П.У. Административная реформа в контексте формирования электронного правительства: терминологические проблемы // Российский юридический журнал. 2012. № 3. С. 37–47.
Кулакова Т.А. Политика изменений: административные реформы и взаимодействие государства и общества. СПб: Изд-во СПбГУ, 2011, 382 с.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения». URL: Link.
Набиуллина Э.С. Итоги реализации федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по развитию государственного управления в 2008–2011 годах. URL: Link.
Набиуллина Э.С. Подведение итогов реализации мероприятий администра-тивной реформы в 2006–2010 годах. Приоритетные направления совершенствования государственного управления в 2011–2013 годах. URL: Link.
Ноздрачев А.Ф. Гражданин и государство: взаимоотношения в XXI веке // Журнал российского права. 2005. № 9. С. 14–26.
О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)»: распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р. URL: Link.
О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах: указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824. URL: Link.
О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы: указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460. URL: Link.
О Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства: постановление Правительства РФ от 26.07.2012 № 773. URL: Link.
О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»: указ Президента РФ от 04.03.2013 № 183. URL: Link.
О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 г.: Федеральный закон от 03.06.2009 № 101-ФЗ. URL: Link.
О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314. URL: Link.
Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ. URL: Link.
Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601. URL: Link.
Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности: указ Президента РФ от 10.09.2012 № 1276. URL: Link.
Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти: постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 877. URL: Link.
Паршин М.В. Качество государственных и муниципальных услуг: на пути к сервисному государству. М.: Статут, 2013, 272 с.
Правила проведения общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов: постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 159. URL: Link.
Проблемы и противоречия развития государственного управления в современной России: монография. М.: Юрлитинформ, 2013, 336 с.
Руководящие принципы для защиты интересов потребителей (приняты Резолюцией 39/248 Генеральной Ассамблеи ООН от 09.04.1985) // Коммерческий Вестник. 1989. № 7. С. 10–12; № 8. С. 9–11.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утверждена Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212. URL: Link.
Устинович Е.С. Современные теории государственного управления: основные концепции и их характеристики // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 9. С. 16–22.
Хартия Европейского Союза об основных правах: комментарий / под ред. проф. С.Ю. Кашкина. М.: Юриспруденция, 2001, 208 с.
Чеботарева А.А. Эволюция института прав человека в условиях развития информационного общества // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 6. С. 27–33.
Чеботарева А.А. Электронное государственное управление как новая форма взаимоотношений личности, общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 6. С. 18–22.
Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010, 679 с.