Включен в перечень ВАК по специальностямЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:5.2.3. Региональная и отраслевая экономика 5.2.4. Финансы 5.2.5. Мировая экономика 5.2.6. Менеджмент Реферирование и индексированиеРИНЦReferativny Zhurnal VINITI RAS Worldcat LCCN Permalink Google Scholar Электронные версии в PDFEastvieweLIBRARY.RU Biblioclub |
Модели процессов реформирования системы высшего образования
Доступна онлайн: 21.09.2014 Рубрика: Приоритеты России Страницы: 2-18
В статье анализируются моделирование и системный анализ процессов совершенствования национальной системы высшего образования. Преследуется цель определить направление развития национальной системы высшего образования на обозримую перспективу. Для ее достижения предложен оригинальный графический язык моделирования, с его помощью построена модель внутренней динамики национальной системы высшего образования. В общей сложности модель состоит из 40 блоков и включает 8 контуров обратной связи или базовых архетипов, каждый из которых отражает определенное мероприятие по совершенствованию системы на текущий момент времени. В рамках общей схемы совершенствования анализу были подвергнуты мероприятия, проводимые Министерством образования и науки РФ и отдельными вузами. Исследование базовых архетипов перечисленных мероприятий позволило определить ожидаемые последствия их реализации и совокупный вклад в текущее реформирование системы высшего образования России. В основе статьи лежит методология системного анализа, подкрепленная авторским методом структурного моделирования организационно-экономических процессов. Указанный метод включает только 9 описательных конструкций и позволяет в "ручном" режиме строить и анализировать модели структурной динамики, с помощью которых можно определить тенденции развития исследуемой системы на обозримую перспективу. На основании проведенного анализа сделан вывод, что национальная система высшего образования находится в состоянии бифуркации. В самом начале рыночных преобразований, желая немедленно интегрироваться в мировое образовательное пространство, реформаторы вывели ее из высокопродуктивного стабильного состояния, достигнутого в советский период, но не привели пока никуда. Как показал анализ, все архетипы (контуры обратных связей), отражающие проводимые мероприятия, имеют усиливающий характер и не могут обеспечить контролируемый дрейф системы к желаемому состоянию. В статье выработаны рекомендации, реализация которых позволит стабилизировать национальную систему высшего образования в новом высокопродуктивном состоянии уже в ближайшей перспективе и обеспечит ее дальнейшее развитие в соответствии с требованиями текущего момента. Ключевые рекомендации сводятся к успешному завершению реформирования системы аттестации кадров высшей квалификации и внедрению внешнего контроля за итоговыми знаниями выпускников вузов. На примере национальной системы высшего образования подтверждена гипотеза о генной природе организационно-экономических систем и высказано предположение о целесообразности инициирования масштабных научных исследований в направлении определения их генотипов и идентификации алгоритмов саморазвития. Ключевые слова: внутренняя динамика системы, обратные связи, системные архетипы, причинно-следственная модель, система высшего образования, внешний контроль знаний, целевая программа Список литературы:
|
ISSN 2311-875X (Online)
|
|