+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Центральные банки стран Таможенного союза: оценка и направления повышения прозрачности

т. 10, вып. 40, октябрь 2014

Доступна онлайн: 25.10.2014

Рубрика: Приоритеты России

Страницы: 2-11

Голодова Ж.Г. доктор экономических наук, профессор кафедры макроэкономического регулирования и планирования, Российский университет дружбы народов 
golodova@yandex.ru

Ранчинская Ю.С. кандидат экономических наук, ассистент кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики, Российский университет дружбы народов 
u.ranchinskaya@mail.ru

Глобальный финансово-экономический кризис 2007-2010 гг. обозначил необходимость разработки мер по повышению ответственности центральных банков различных стран за результаты проводимой ими денежно-кредитной политики, а также доверия общества к деятельности центрального банка и финансово-банковскому сектора страны в целом. С одной стороны, центральный банк заинтересован в адекватном восприятии его политики, а с другой - в предоставлении информации, способной оказать воздействие на принимаемые субъектами экономики решения. Для этого необходимо прежде всего внедрить меры, позволяющие повысить прозрачность центрального банка и проводимой им политики, что особенно важно для стран с формирующейся рыночной экономикой, финансово-банковские системы которых в большей степени страдают от возникающих внутренних и внешних "шоков" и угроз. Целью настоящей работы является сравнительный анализ прозрачности центральных банков стран интеграционной группировки и ее изменения в динамике, а также характеристика мер, позволяющих обеспечить повышение прозрачности деятельности центральных банков стран Таможенного союза - Беларуси, Казахстана и Российской Федерации. В статье на основе общепринятого в мировой практике индекса Eijffinger-Geraats (ЕG-индекса) проведена оценка прозрачности центральных банков стран ТС, выявлены причины произошедших изменений. Рассмотрены подходы к раскрытию сущности прозрачности центрального банка, описаны характеризующие ее критерии, показана эволюция осознания центральными банками Беларуси, Казахстана и России необходимости повышения прозрачности их деятельности, проведена оценка изменения индекса прозрачности центральных банков, а также определены меры, позволяющие ее повысить. Сделан вывод, что уровень прозрачности деятельности центральных банков Белоруссии, Казахстана и России намного ниже аналогичного показателя развитых государств, прежде всего по таким видам, как операционная и процедурная прозрачность, что обусловливает необходимость осуществления последовательной и постоянной работы по повышению прозрачности, способствующей достижению финансово-банковской и экономической стабилизации в стране.

Ключевые слова: центральный банк, прозрачность центрального банка, виды прозрачности центрального банка, индекс прозрачности центрального банка, денежно-кредитная политика, Таможенный союз

Список литературы:

  1. Голодова Ж.Г. Регулирование финансово-банковского сектора России: проблемы и направления совершенствования // Финансы и кредит. 2010. № 41. С. 13–21.
  2. Голодова Ж.Г., Абакумова А.В. Внешние долги российских банков: состояние и управление в контексте обеспечения безопасности банковского сектора // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 30. С. 46–52.
  3. Моисеев С.Р. Открытость и транспарентность денежно-кредитной политики // Банковское дело. 2001. № 5. С. 2–6.
  4. Независимость центральных банков и глобальный финансовый обвал: Взгляд из стран с формирующимся рынком. Тематический доклад SIEMS. Институт исследования быстрорастущих рынков Сколково. URL: Link documents/research/SIEMS_Research_2010-11_rus.pdf.
  5. Code of Good Practices on Transparency in Monetary and Financial Policies: Declaration of Principles. URL: Link.
  6. Crowe C., Meade E. Central Bank Independence and Transparency: Evolution and Effectiveness // European Journal of Political Economy. 2008. № 24. P. 763–777.
  7. Cruijsen van der C.A.B., Eijffinger S.C.W. Actual versus Perceived Transparency: The Case of the European Central Bank // Journal of Economic Psychology. 2008. № 163. P. 1–27.
  8. Cukierman A. The Limits of Transparency // Economic Notes. 2009. Vol. 38. Iss. 1–2. P. 1–37.
  9. Eijffinger S.C.W., Geraats P. How transparent are central banks? URL: Link /mnben _seminar_3/Eijffinger.pdf.
  10. Geraats P. Central Bank Transparency // The Economic Journal. 2002. № 112. P. 532–565.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала