+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Анализ перспектив развития авиационной промышленности с учетом угрозы введения санкций против российской экономики

т. 10, вып. 40, октябрь 2014

Доступна онлайн: 25.10.2014

Рубрика: Приоритеты России

Страницы: 12-25

Критская С.С. аспирантка лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН 
kritskaya.svetlana@gmail.com

Клочков В.В. доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН 
vlad_klochkov@mail.ru

В условиях осложнения международной обстановки (являющейся неизбежным следствием обострения объективных глобальных экономических противоречий) вероятно сокращение, ограничение или даже полное прекращение кооперации российской и зарубежной наукоемкой промышленности. Актуальным представляется анализ возможных последствий таких изменений для российской авиационной промышленности и поиск стратегий, позволяющих минимизировать ущерб от санкций и иных внешнеторговых ограничений или даже обратить их на пользу. В данной работе был проведен качественный анализ ситуации на рынках авиационной техники, рынках высокотехнологичных компонентов к авиационной технике, рынках исследований и разработок, рынках производственного оборудования и технологий на предмет возможности введения зарубежных санкций против российской промышленности, а также их возможных последствий. Сформулированы возможные сценарии введения санкций в отношении российской авиационной промышленности и гражданской авиации. Показано, что введение экономических санкций может привести к необходимости локализации на территории Российской Федерации разработки и производства различных классов воздушных судов, всех необходимых комплектующих изделий к авиационной технике и производственных услуг, а также обеспечения всего спектра прикладных исследований, инновационных разработок, испытаний и сертификации авиационной техники. Сформулированы рекомендации по компенсации внешнеполитических рисков в части импорта станков и оборудования для технического перевооружения предприятий российской авиационной промышленности. Сделан вывод, что для обеспечения технологической и экономической безопасности России в сфере разработки и производства технологического оборудования и обеспечения конкурентоспособности продукции наукоемкой промышленности (в т.ч. авиастроительной) необходимо непосредственное взаимодействие станкостроительных предприятий с предприятиями, производящими конечный продукт.

Ключевые слова: авиационная промышленность, международная кооперация, экономическая безопасность, экономические санкции, сценарии, импортозамещение, локализация, технологическая безопасность

Список литературы:

  1. Байбакова Е.Ю., Клочков В.В. Анализ проблем и рисков реструктуризации авиапромышленного комплекса России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 4. С. 7–17.
  2. Байбакова Е.Ю., Клочков В.В. Экономические аспекты формирования сетевых организационных структур в российской наукоемкой промышленности. URL: Link.
  3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 гг.». URL: Link.
  4. Зверева П. С миру по компоненту. URL: Link.
  5. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности. М.: Наука, 2004. 880 с.
  6. Клочков В.В. CALS-технологии в авиационной промышленности: организационно-экономические аспекты. М.: Изд-во ГОУ ВПО МГУЛ, 2008. 124 с.
  7. Клочков В.В. Взаимное влияние экономических кризисов и инновационного развития наукоемкой промышленности // Экономика и математические методы. 2011. Т. 47. № 3. С. 117–123.
  8. Клочков В.В., Коломоец А.А. Анализ эффективности интеграции разработки и подготовки производства сложных изделий на основе CALS-технологий. URL: Link.
  9. Клочков В.В., Нижник М.В. Анализ емкости российского рынка гражданской авиатехники и рисков ее изменения // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 4. С. 98–112.
  10. Критская С.С., Клочков В.В. Анализ влияния темпов освоения производства новой техники на ее конкурентоспособность // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 4. С. 11–22.
  11. Критская С.С., Клочков В.В. Импорт высокотехнологичных компонент к наукоемким изделиям и национальные интересы России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 38. С. 2–9.
  12. Лабыкин А. Михаил Погосян: «Мы планируем выпустить 600–700 дальне-магистральных самолетов». URL: Link.
  13. Лабыкин А. Ренессанс станкостроения. URL: Link.
  14. Лабыкин А. Самый крупный проект России и Китая. URL: Link.
  15. Лысцева М. Глава ОДК: России нужно создавать свой двигатель для тяжелого транспортного самолета. URL: Link.
  16. Лысцева М. Минпромторг: Россия частично заместила поставки украинских двигателей для вертолетов. URL: Link.
  17. Механик А. Кто сделает русский шпиндель? URL: Link.
  18. Суд в США запретил Lockheed и Boeing покупать российские двигатели. URL: Link.
  19. Тимченко М.В., Клочков В.В. Анализ влияния емкости рынка на конкурентоспособность наукоемкой продукции // Журнал экономической теории. 2012. № 2. С. 115–128.
  20. Фадеев В. Русскому хайтеку указали на место. URL: Link.
  21. Хазбиев А. Импортозамещение встало на военные рельсы. URL: Link.
  22. Хазбиев А. Один в оборонке не воин. URL: Link.
  23. Global market forecast 2013–2032. URL: Link.
  24. Long-term forecast. URL: Link.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала