+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Прогнозирование долгосрочных экономических последствий введения санкций против российской высокотехнологичной промышленности (на примере гражданского авиастроения)

т. 10, вып. 41, ноябрь 2014

Доступна онлайн: 01.11.2014

Рубрика: Приоритеты России

Страницы: 14-25

Клочков В.В. доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН 
vlad_klochkov@mail.ru

Критская С.С. аспирантка лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН 
kritskaya.svetlana@gmail.com

В условиях усложнения внешнеполитической обстановки возникают серьезные риски и ограничения в сфере международной кооперации российских предприятий с зарубежными. В связи с этим становится актуальным анализ эффективности локализации в России полного цикла производства наукоемкой продукции (в частности продукции авиастроения) в случае введения экономических санкций против российской наукоемкой промышленности. В настоящей работе оценивается влияние объемов выпуска на территории Российской Федерации компонент для авиатехники на производительность труда в соответствующих подотраслях авиационной промышленности, ставки заработной платы квалифицированных работников и нормы прибыли предпринимателей. Показано, что в долгосрочной перспективе вынужденная локализация в России производства всех основных компонент к авиационной технике может быть рентабельной даже при условии ориентации конечной продукции только на внутренний рынок и некоторые рынки развивающихся стран. Более того, показано, что в широком диапазоне условий такая вынужденная локализация может привести к приросту ВВП страны, хотя в отсутствие санкций соответствующие производства могли в России вообще не появиться. Необходимым условием обеспечения плановых объемов и номенклатуры выпуска авиационной техники в условиях ограничений на импорт компонент к авиационной технике является дополнительное финансирование строительства и технического перевооружения предприятий отрасли, ввиду снижения средней производительности труда и увеличения объема основных производственных фондов, необходимого для обеспечения заданного выпуска. Получены количественные оценки прироста стоимости основных фондов предприятий авиационной промышленности и необходимого количества работников, занятых в секторе экономики, которые позволят обеспечить выпуск планового объема продукции при вынужденной локализации производства компонент к авиационной технике.

Ключевые слова: высокотехнологичное производство, локализация, производительность труда, промышленная политика, экономические санкции, импортозамещение, эффективность, ВВП

Список литературы:

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» на 2013–2025 годы: утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 303.
  2. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория / под ред. проф. А.А. Аузана. М.: ИНФРА-М, 2005. 416 с.
  3. Клочков В.В. Управление инновационным развитием гражданского авиастроения. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2009. 280 с.
  4. Клочков В.В. Экономика: учебное пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 2012. 684 с.
  5. Клочков В.В. Проблемы государственной финансовой поддержки развития российской авиационной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 5. С. 163–172.
  6. Клочков В.В., Нижник М.В. Анализ емкости российского рынка гражданской авиатехники и рисков ее изменения // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 4. C. 98–112.
  7. Критская С.С., Молчанова Е.В., Клочков В.В. Государственная промышленная политика и локализация высокотехнологичных производств: материалы Международной научно-практической конференции «Экономическая политика: на пути к новой парадигме». XV Друкеровские чтения. М.: Доброе слово, 2013. Т. 2. С. 6–16.
  8. Молчанова Е.В., Критская С.С., Клочков В.В. Локализация высокотехнологичных производств и национальные интересы России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 35. С. 21–29.
  9. Юдкевич М.М. Методические материалы по курсу «Институциональная экономика». М.: Логос, 2004. 132 с.
  10. Aircraft Engine and Engine Parts Manufacturing: 1997; 2002, 2007 // in: 1997; 2002, 2007 Economic Census. Manufacturing. Industry series. U.S. Census Bureau, 1999; 2004, 2009.
  11. Aircraft Manufacturing: 1997, 2002, 2007 // in: 1997; 2002, 2007 Economic Census. Manufacturing. Industry series. U.S. Census Bureau, 1999; 2004, 2009.
  12. Other Aircraft Parts and Auxiliary Equipment Manufacturing: 1997, 2002, 2007 // in: 1997; 2002, 2007 Economic Census. Manufacturing. Industry series. U.S. Census Bureau, 1999; 2004, 2009.
  13. Wright T.P. Factors Affecting the Cost of Airplanes // Journal of Aeronautical Sciences, vol. 3, February, 1936. P. 122–128.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала