Нотман О.В.кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и истории социологии, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина notman@mail.ru
В условиях динамичного развития и постоянных трансформаций российского бизнес-образования актуализируется поиск эффективных моделей коммуникации между его ключевыми общностями. В соответствии с возрастающим спросом и повышением уровня требований заказчиков к образовательному продукту бизнес-школ чрезвычайно важной становится разработка технологий и инструментов взаимодействия с потребителями этих услуг. В статье выявлены и проанализированы модели коммуникации для сферы бизнес-образования и условий их применения. Рассмотрены типологические модели коммуникации, которые проектируются на основе метода включенного наблюдения, проведенного автором в качестве участника (преподавателя) бизнес-программ. Представлен анализ коммуникативных моделей и уровней взаимодействия, характеризующих статусы и роли основных субъектов, контекст и результаты совместной образовательной деятельности. Выделены следующие модели коммуникации: классическая академическая, экспертная, ситуативно-динамическая, "отстраненная". Коммуникационная деятельность рассматривается на вертикальном и горизонтальном уровнях взаимодействия. Раскрываются проблемы и противоречия во взаимодействии ключевых участников образовательного процесса, предлагаются условия повышения эффективности бизнес-образования. Полученные в ходе концептуализации практического опыта коммуникативные схемы могут быть применены в пространстве бизнес-образования с учетом их адаптации к конкретным программам, задачам образовательного взаимодействия, характеристикам целевой аудитории и имеющимся ресурсам. Сделан вывод о перспективных направлениях повышения качества бизнес-образования, связанных с построением многоуровневой системы взаимодействия ключевых участников, учитывающей базовые психологические особенности взрослых обучающихся, их профессиональный опыт и коммуникационный потенциал, а также соответствующее кадровое, ресурсное, организационное и маркетинговое сопровождение обучения.
Ключевые слова: бизнес-образование, коммуникативные модели, уровни взаимодействия, образовательная деятельность
Список литературы:
Белоножко М.Л., Хиту Е.Ф. Особенности высшего образования для взрослых // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 61–64.
Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация / под общ. ред. С.Р. Филоновича. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. 690 c.
Ванькина И.В., Егоршин А.П., Кучеренко В.И. Маркетинг образования: учеб. пособие. М.: Университетская книга; Логос, 2007. 336 с.
Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. М.: Юнити-Дана, 2005. 495 c.
Дудина М.Н., Загоруля Т.Б. Анрагогика и педагогика: проблемы преемственности и взаимосвязи. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. 244 с.
Евенко Л.И. Совершенствование бизнес-образования под влиянием потребностей бизнеса и предпринимательства // Креативная экономика. 2012. № 9. С. 78–83.
Зборовский Г.Е. Высшее образование как диалог: размышления социолога // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 23–32.
Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. 301 c.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Образование как ресурс информационного общества // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 107–113.
Змеев С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. М.: Пер Сэ, 2003. 207 с.
Казанцева Е.А., Ханин В.Н. Эволютивно-функциональный подход в обучении взрослых. СПб: Институт образования взрослых РАО, 2005. 96 c.
Клеева Л.П., Клеев И.В. Система образования как элемент национальной инновационной системы // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 28–36.
Ковалев В.А. Бизнес-образование как фактор инновационного развития экономики // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2010. №. 3. С. 9–11.
Леонгард В.А. Развитие рынка услуг бизнес-образования как объекта маркетинговой деятельности отраслевых вузов // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 128–133.
Малышева Л.А. Бизнес-образование в вузе: точки роста или непрофильный бизнес? // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3. С. 49–55.
Мау В., Сеферян А.Г. Бизнес-образование на рубеже веков: вызовы времени и тенденции развития // Экономическая политика. 2007. № 4. С. 35–72.
Мигунова Д.Ю. О некоторых актуальных проблемах бизнес-образования (по материалам зарубежных исследований программ МВА) // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 136–143.
Полонников А.А. «Иконический поворот»: образовательные стратегии и альтернативы // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 127–136.
Филатов С.А., Сухорукова Н.Г., Дудина Т.Н. Формирование новой модели профессионального образования – императив постиндустриального развития // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 54–62.