Трошин Д.В.кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник, Институт проблем экономической безопасности и стратегического планирования Финансового университета при Правительстве РФ giopup2@yandex.ru
Переход к инновационной экономике России в связи со сложностью реформирования и деиндустриализацией страны затягивается. Основной акцент в государственной инновационной политике сделан на формировании институтов и разработке мер фискального характера. Социальные и культурологические факторы учитываются недостаточно. Для повышения эффективности инновационной политики автором предлагается сформировать и реализовать государственный инновационный метапроект. В статье обосновывается целесообразность использования метапроекта как инструмента консолидации усилий экономических агентов для решения задач инновационного развития с учетом особенностей формирования внутренней мотивации участников инновационных проектов. Исследование построено на системном анализе с использованием методологии стратегического планирования, аксиологии, бихевиоризма. Инновационная пассивность определяется консерватизмом экономических агентов и преобладанием в характере экономической деятельности ориентации на получение сиюминутной прибыли, на простые алгоритмы в работе, а не на творческое выполнение задач, которое может и не принести прибыли в перспективе. Именно существующие риски и порождают пассивность персонала предприятий и организаций. С одной стороны, топ-менеджмент, являясь главным движителем инноваций, не проявляет достаточной заинтересованности в них, а с другой, сами работники также видят в них излишние дополнительные трудности и потому сопротивляются изменениям. Фактически происходит частичная утрата смысла деятельности, который берет начало от русской традиции на метафизическом уровне. У отечественного экономического агента энтузиазм вызывают скорее крупные прорывные проекты, коренным образом преобразующие действительность, при этом важна ведущая роль лидера. Крайне остро обстоит дело с проблемами сокращения технологического разрыва и сбережения окружающей среды, которые требуют концентрации усилий при создании объективно полезных общественных благ. Целесообразно консолидировать творческие ресурсы страны в рамках государственного инновационного метапроекта, реализуемого через государственный заказ в форме системы контрактов. Обязательной его частью являются коммуникационные технологии для формирования общественной системы смыслов и ценностей. Метапроект позволит стимулировать создание необходимых новшеств, сформирует социальную инновационную среду. Его продвижение должно осуществляться не в сочетании с подавлением частной инициативы, а с разумным дополнением к ней и всемерным стимулированием предпринимательства.
Ключевые слова: инновационный метапроект, новшество, смысл, ценность, стратегия, контракт
Список литературы:
Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. М.: Алгоритм, 2004. 320 c.
Захаров В.Я. Стратегия технологического обновления и коммуникации // Экономический рост и конкурентоспособность России: тенденции, проблемы и стратегические приоритеты: сборник тезисов по материалам международной научно-практической конференции ВЗФЭИ 24–25 апреля 2012 г.: в 2 т. Т. 2. Заседания секций. М.: Финансовый университет, 2013. 448 с.
Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2008. 568 с.
Матюшок С.В., Фомина А.В., Хрусталёв Е.Ю. Проектный подход как метод повышения экономической эффективности наукоемких промышленных предприятий // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 34. С. 2–16.
Нешитой А.С. Оценка промышленного потенциала России и уровня его использования (императив модернизации промышленного производства) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 29. С. 14–34.
Нешитой А.С. Эволюция смены экономической системы России // Инвестиции в России. 2012. № 3–4. C. 3–9.
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.
Петровский А.Б., Тихонов И.П. Фундаментальные исследования, ориентированные на практический результат: подходы к оценке эффективности // Вестник Российской академии наук. 2009. Т. 79. № 11. С. 1006–1011.
Пецко А. Мировые приоритеты русского народа / отв. ред. О.А. Платонов. Изд. 2-е. М.: Институт русской цивилизации, 2013. 560 с.
Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. 863 с.
Сухарев О.С., Нешитой А.С. Экономический миф коррекции Стратегии-2020 и логика стратегии инновационного развития России // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 24. С. 2–14.
Сухарев О.С. Психологические факторы в анализе инновационного поведения и экономического развития // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 11. С. 2–11.
Сухарев О.С. Проблемы разработки программы модернизации экономики и инвестиции в промышленности // Инвестиции в России. 2010. № 3. С. 41–46.
Сухарев О.С. Экономическая политика реиндустриализации России: возможности и ограничения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 24. С. 2–24.
Сухарев О.С., Логвинов С.А. Управление структурными изменениями экономики. М.: Инфра-М, 2013. 352 с.
Хайниш С.В., Токарева Н.Ю. Управление изменениями и механизмы активного развития на предприятии. 3-е изд. (Из опыта управленческого консультирования). М.: МНИИПУ, 2011. 328 с.
Хрусталёв Е.Ю., Славянов А.С. Проблемы формирования инвестиционной стратегии инновационно ориентированного экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2011. № 3. С. 19–30.
Хрусталёв Е.Ю., Ларин С.Н. Региональные приоритеты в развитии инновационной инфраструктуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 42. С. 8–15.
Хрусталёв Е.Ю., Хрусталёв Ю.Е. Экономико-математический инструментарий инновационного управления наукоемкими производствами // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 16. С. 2–13.
Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994. 258 с.