Лепихина Т.Л.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Пермский национальный исследовательский политехнический университет l-pstu@inbox.ru
Пепеляева А.В.старший преподаватель кафедры экономки и финансов, Пермский национальный исследовательский политехнический университет A.V.Pepelyaeva@mail.ru
В статье рассмотрены факторы, определяющие здоровьесберегающее поведение, проанализированы некоторые формальные институты в сфере охраны здоровья. Дана сравнительная характеристика целевых индикаторов в основных нормативных документах, регламентирующих процесс здоровьесбережения в Российской Федерации. Авторами настоящей работы была предпринята попытка оценить качество ряда формальных правил, участвующих в формировании здоровьесберегающего поведения в современной России. Методологическую основу исследования процессов здоровьесбережения составляет институциональный анализ, сосредоточенный на выявлении формальных институтов и предполагающий изучение качественных сторон формирования здоровьесберегающего поведения. В результате настоящей работы определены противоречия в целевых установках основных стратегических документов в области охраны здоровья жителей России, выявлены недостатки по всем трем блокам институционального механизма управления системой здоровьесбережения. Предпринята попытка анализа двух нормативно-правовых документов в области охраны здоровья (Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. и государственной программы "Развитие здравоохранения") на предмет согласованности целей и результирующих показателей и их научной обоснованности и реальности достижения. Проведен корреляционный анализ исследуемых факторов и показателей здоровья. Показано, что основой здоровьесберегающего поведения являются знания и мотивация необходимости заботы о здоровье, формирование которых зависит от государственной политики в области охраны здоровья. Сделан вывод о том, что большая часть созданных формальных институтов в рамках институционального механизма управления системой здоровьесбережения неэффективны вследствие фрагментарности мер государственной политики в области охраны здоровья, неудовлетворительной работы механизмов контроля, слабой координации между различными структурами управления процессом здоровьесбережения, отсутствия мотивации к здоровьесбережению со стороны всех акторов. Выявлены факторы формирования здоровьесберегающего поведения, которые нуждаются в особом внимании органов государственной власти.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающее поведение, формальные институты
Список литературы:
Акопян А.С. Проблема модернизации здравоохранения – 2020 и фазы институциональной трансформации сети государственных учреждений // Качественная клиническая практика. 2010. № 1. С. 2–10.
Васильева Е.В. Рейтинг субъектов РФ по уровню социально-психологического потенциала // Журнал экономической теории. 2013. № 3. С. 131–141.
Гетман С. Элементы правильного рационального питания. URL: Link.
Государственная программа «Развитие здравоохранения в Российской Федерации»: утв. распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р. URL: Link.
Еругина М.В.,Боброва Л.В., Власова М.В. и др. Репродуктивное поведение студенческой молодежи России и Германии // Проблемы управления здравоохранением. 2011. № 5. С. 34–37.
Кибанов А.Я., Ловчева М.В., Лукьянова Т.В. Реализация молодежной политики в РФ. М.: ИНФРА-М, 2014. 150 с.
Клейнер Б.Г. Институциональное управление, институты управления, управление институтами: материалы III Международной конференции «Институциональная экономика: развитие, преподавание, приложения». М.: ЦЭМИ РАН, 2013. С. 122–127.
Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. URL: Link.
Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы». URL: Link.
Лепихина Т.Л., Пепеляева А.В. Анализ взаимодействия формальных и неформальных правил в формировании института здоровьесбережения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 15. С. 50–59.
Летуновская С.В. Формирование здоровьесберегающего поведения у школьников с нормальным и сниженным интеллектом в условиях инклюзивного образования. URL: Link.
Липсиц И. Трансформация культуры и изменения в моделях потребительского поведения // Вопросы экономики. 2012. № 8. С. 64–79.
Мальцев С.В., Давыдова В.М., Землякова Э.И. и др. Условия формирования здоровьесберегающего поведения подростков. URL: Link.
Музалевский В.М. Институциализация традиционной медицины в современной России. URL: Link.
Мэддисон Э. Контуры мировой экономики в 1–2030 гг. Очерки по макроэкономической истории / пер. с англ. М.: ИЭП им. Е.Т. Гайдара, 2012. 584 с.
Общественная палата Российской Федерации. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2013 г. URL: Link.
Пепеляева А.В., Лепихина Т.Л. Роль государства в ограничении институциональных ловушек в системе здоровьесбережения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 6. С. 42–52.
Попов Е.В., Власов М.В., Симахина М.О. Территориальная модель институтов развития предпринимательства // Журнал экономической теории. 2010. № 2. С. 21–29.
Рождественская Л.Н. О вкусном и здоровом общественном питании // ЭКО. 2012. № 1. С. 158.
Россияне много работают, мало зарабатывают и рано умирают. URL: Link.