+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Государственные приоритеты в проекте федерального закона "О Федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов"

т. 11, вып. 4, январь 2015

Доступна онлайн: 18.01.2015

Рубрика: Приоритеты России

Страницы: 2-12

Пронина Л.И. доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора ИГСУ, государственный советник РФ 2 класса, Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 
lipronina@mail.ru

В статье рассмотрены проблемы формирования федерального бюджета на 2015 г. и плановый период 2016-2017 гг., сохранения в нем государственных приоритетов в сфере региональной и социальной политики, а также некоторые элементы механизма такого сохранения. Установлено, что федеральный бюджет сформирован на основе "консервативного" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 г. и плановый период 2016-2017 гг. Данный вариант характеризуется снижением основных параметров, влияющих на доходы федерального бюджета по сравнению с показателями прогноза, учтенными при формировании федерального бюджета на 2014 г. и на плановый период 2015-2016 гг. В работе с помощью экономического анализа исследованы различные аспекты формирования федерального бюджета. Для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от прогнозных был применен горизонтальный сравнительный анализ; при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года применялся трендовый анализ. В результате исследования показано, что федеральный бюджет принимался в исключительно сложных условиях, чем определяется его крайне напряженный характер. Так, современное социально-экономическое положение России с учетом западных экономических санкций заставило Министерство финансов РФ предложить при рассмотрении законопроекта в первом чтении инициировать принятие запасного варианта бюджета, предусматривающего сокращение бюджетных расходов, а также предоставить возможность Правительству РФ при ухудшении ситуации использовать 500 млрд руб. из 3 трлн руб. Резервного фонда. Сделан вывод о том, что в современных экстремальных условиях первостепенную важность имеет сохранение государственных приоритетов, причем даже при наличии макроэкономических рисков. В документе учитываются такие риски, как возможное усугубление геополитической напряженности, риски, связанные с инфляцией, ценами на нефть, колебаниями валютных курсов, наступление которых может ухудшить параметры прогноза и соответственно бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Ключевые слова: федеральный бюджет, государственные приоритеты, региональная и социальная политика, нефтегазовые доходы, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Российской Федерации, реформа местного самоуправления, социальная сфера

Список литературы:

  1. Бармин Д.А. Пути повышения эффективности воздействия бюджетно-налогового регулирования на макроэкономические процессы в целях развития экономики России // Финансы и кредит. 2009. № 4.
  2. Боровков П.С. Энергетика и государственный бюджет: от затратного бюджетирования к программно-целевому бюджетированию // Дайджест-Финансы. 2007. № 8.
  3. Ветрова Л.Н. Бюджетирование – фундамент стратегии развития организации // Все для бухгалтера. 2008. № 5.
  4. Ветрова Л.Н. Формирование бюджетов при использовании сельскохозяйственной организацией комплексной модели бюджетирования // Все для бухгалтера. 2010. № 3.
  5. Власова Н.С. Повышение результативности системы бюджетирования, современные тенденции ее развития // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 21.
  6. Гафурова Г.Н., Свистунова Е.А. Бюджетирование как основной инструмент в системе управления предприятием // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2013. № 6. С. 19–22.
  7. Денисова А.С. Формирование системы бюджетирования компании: внутренний регламент и иерархия центров финансовой ответственности // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 6.
  8. Закаригаев А.Х. Разработка основных этапов системы бюджетирования инновационных проектов на предприятии // Финансы и кредит. 2014. № 38. С. 60–68.
  9. Макарова С.Н. Теоретические аспекты программного бюджетирования в сфере государственных и муниципальных финансов // Финансы и кредит. 2013. № 48. С. 7–14.
  10. Малкина М.Ю. Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики // Финансы и кредит. 2006. № 6.
  11. Минаев Н.Н., Шадейко Н.Р., Колыхаева Ю.А., Селиверстов А.А. Использование инструментов индикативного управления при разработке программ развития жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 32. С. 57–64.
  12. Панчина В.А. Бюджетирование и ценообразование в торговой деятельности // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 28.
  13. Пронина Л.И. О проблемах регионов и муниципалитетов в федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 2. С. 2–9.
  14. Пронина Л.И. Совершенствование местного самоуправления: усиление роли субъектов Федерации, финансовая помощь муниципальным образованиям (имущественные отношения) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 29. С. 2–13.
  15. Пронина Л.И. Федеральный бюджет на 2014–2016 годы: очаги напряжения и пути их «погашения» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 7. С. 18–26.
  16. Пухова Е.Ю. Организация бюджетирования на предприятиях молочной промышленности // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 17.
  17. Федоськина Л.А. Анализ тенденций изменения состояния жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 37. С. 57–66.
  18. Федотова Г.В., Кривчиков Е.В. Потери бюджета как фактор ослабления безопасности страны // Финансы и кредит. 2013. № 9. С. 25–28.
  19. Хрусталёв Е.Ю., Холод Л.Л. Модели процессов бюджетирования деятельности высшего учебного заведения // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 23.
  20. Юзвович Л.И., Валова Е.Ю. Международный опыт внедрения бюджетирования, ориентированного на результат // Финансы и кредит. 2010. № 21.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала