Федорович В.О.доктор экономических наук, и.о. заведующего кафедрой экономики и предпринимательства, Новосибирский государственный университет экономики и управления klania2002@mail.ru
Предмет/тема. В связи с реформированием железнодорожного транспорта возникли принципиальные изменения в условиях организации эксплуатационной работы российских железных дорог. Недостаточный учет этих изменений в нормативно-правовой базе, технологии и методах управления привел в 2011-2013 гг. к существенному снижению конкурентоспособности грузовых железнодорожных перевозок. Цели/задачи. В статье обосновываются новые решения, позволяющие снизить эксплуатационные расходы на порожний пробег грузовых вагонов в изменившихся условиях работы российских железных дорог при их структурном реформировании. Методология. Проведенное исследование показало, что для повышения конкурентоспособности компаний-операторов и роста их прибыли необходимо передать порожние рейсы в управление ОАО "РЖД" путем организации технологического аутсорсинга. Нерешенные проблемы отрасли и наличие инфраструктурных ограничений в условиях резкого увеличения количества вагонного парка привели к нарушению рационального баланса вагонного парка, рост которого опережал увеличение объемов перевозочной работы. Реализация организационной модели технологического аутсорсинга позволяет решить важную стратегическую задачу, связанную с повышением экономической эффективности грузовых перевозок. Результаты. Главный результат, определяющий научную новизну статьи, - это выявление преимуществ и недостатков технологического аутсорсинга с элементами практической апробации в реальных условиях эксплуатационной деятельности ОАО "Федеральная грузовая компания" (Новосибирский филиал). Автор доказывает, что с учетом возросшей роли грузовых транспортных корпораций в экономике России, а также кризисной ситуации в сегменте грузовых железнодорожных перевозок, технологический аутсорсинг в настоящее время является своевременной и эффективной мерой повышения их экономической эффективности и конкурентоспособности. Выводы/значимость. Результаты исследования будут полезны для грузовых корпораций-операторов, планирующих мероприятия для снижения эксплуатационных расходов на порожний пробег принадлежащего им подвижного состава.
Бородин А.Ф., Сотников Е.А. Рациональное соотношение вместимости путей станций и вагонных парков с учетом увеличения доли приватных вагонов // Железнодорожный транспорт. 2011. № 3. С. 8–19.
Егорова Т.П., Ефремова Л.А. Проблемы развития инфраструктуры железнодорожного транспорта Республики Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 32. С. 32–35.
Егорова Т.П., Ефремова Л.А. Экономическая оценка эффективности перевозочной деятельности в регионах нового железнодорожного строительства // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 16. С. 81–85.
Конципко Н.В. Амортизационная стратегия как инструмент финансовой политики развития индустриальной корпорации // Сибирская финансовая школа. 2010. № 3. С. 85–91.
Кужель А.А. О ходе разработки эффективной технологии управления вагонными парками в условиях множественности операторов подвижного состава // II Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2012. № 4. С. 2–7.
Лапидус Б.М. Экономические проблемы управления железнодорожным транспортом России в период становления рыночных отношений. М.: МГУ, 2001. 301 с.
Лемешко В.Г. В интересах всех участников транспортного рынка // Железнодорожный транспорт. 2011. № 8. С. 5–10.
Ложкомоева Е.Н. Некоторые вопросы совершенствования организационно-экономического механизма промышленных предприятий: эффективность, стабилизация, модификация // Микроэкономика. 2012. № 4. С. 65–69.
Мачерет Д.Л., Чернигина И.Л. Экономические проблемы грузовых железнодорожных перевозок. М.: МЦФЭР, 2004. 240 с.
Михненко О.Е. О совершенствовании показателей работы и использования грузовых вагонов // Железнодорожный транспорт. 2010. № 8. С. 69–72.
Пехтерев Ф.С. Об основных положениях Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года // Железнодорожный транспорт. 2012. № 5. С. 4–9.
Федорович В.О. Экономическая оценка деятельности дочерних компаний ОАО «РЖД» на примере ремонтных предприятий // Экономика железных дорог. 2006. № 9. С. 27–39.
Федорович В.О., Федорович Т.В. Организационно-правовые механизмы формирования железнодорожной транспортной корпорации – холдинга // Экономика железных дорог. 2005. № 11. С. 25–36.
Федорович Т.В. Проблемы формирования консолидированной финансовой отчетности // Экономика железных дорог. 2006. № 5. С. 26–37.
Федорович Т.В., Дрожжина И.В. Обоснование дивидендной политики крупной транспортной корпорации // Экономика железных дорог. 2014. № 8. С. 34–46.
Федорович Т.В., Дрожжина И.В. Проблемы формирования информации о финансовых результатах деятельности холдинга // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 23. С. 18–26.
Федорович В.О. Состав и структура организационно-экономического механизма управления собственностью крупных промышленных корпоративных образований // Сибирская финансовая школа. 2006. № 2. С. 45–54.
Федорович В.О., Кубрак Н.А. Экономическая необходимость технологического аутсорсинга // Экономика железных дорог. 2014. № 11. С. 46–58.
Федорович В.О., Кунгуров Ю.А., Федорович Т.В. Капитализация крупнейших корпораций: экономическая оценка структурных преобразований в национальной экономике России // Финансы и кредит. 2008. № 18. С. 32–38.
Целько А.В. На основе консолидации вагонных парков // Железнодорожный транспорт. 2012. № 12. С. 17–21.
Штефан М.А. Анализ затрат организаций железнодорожного транспорта // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 20. С. 15–21.