Предмет/тема. На современном этапе рыночных преобразований российской экономики наблюдается ощутимый дефицит профессиональных специалистов во многих сферах производства. Для выхода из этой ситуации необходимо решить проблему увеличения подготовки высококвалифицированных специалистов. Предметом данной статьи является исследование существующих и поиск новых методов, форм и подходов к подготовке профессионально компетентных специалистов. Цели/задачи. С выходом российских организаций на международные рынки усилилась потребность в наличии квалифицированных специалистов, способных применять новые знания в своей профессиональной деятельности. Именно поэтому основной задачей данного исследования является совершенствование системы профессионального образования в России в рамках системы непрерывного профессионального обучения и повышения квалификации (НПОиПК) персонала организаций. Методология. Для решения указанной задачи в работе использовались основные положения теории системного подхода, структурированное представление некоторой совокупности дидактического контента средств и программ обучения, а также основные подходы, принципы, формы и методы применения современных информационных педагогических технологий обучения (СИПТО) в рамках систем НПОиПК. Результаты. В статье представлена иерархическая структура СИПТО, используемая в рамках систем НПОиПК. Обоснованы методические подходы к подготовке специалистов с высоким уровнем профессиональных компетенций для каждого уровня СИПТО, а также состав образовательных ресурсов и других средств обучения, поддерживающих активное изучение специалистами конкретных объемов новых знаний. Определены подходы к формированию контрольных показателей итоговой оценки достигнутого уровня профессиональных компетенций специалиста и его обучения. Выводы/значимость. Показано, что проблема подготовки специалистов с высоким уровнем профессиональных компетенций имеет комплексный характер. Именно поэтому вопросы совершенствования обучения персонала в рамках систем НПОиПК должны рассматриваться исключительно с системных позиций, особенно в свете необходимости повышения уровня профессиональных компетенций специалистов. При этом на каждом этапе обучения непременно должен оцениваться достигнутый специалистом уровень профессиональных компетенций.
Ключевые слова: специалист, профессиональные компетенции, знания и навыки, система подготовки, непрерывное профессиональное обучение, повышение квалификации, современные информационные педагогические технологии, оценка и аттестация
Список литературы:
Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4.
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
Воронов М.В. Развитие и контроль компетентностей студентов гуманитарных направлений подготовки // Качество вузовского образования и критерии его оценки. Саратов: Изд-во СГУ, 2007. С. 15.
Воронов М.В., Слива А.В., Фокина В.Н. Компетентностное обучение в условиях информационно-коммуникационных дистанционных образовательных технологий. URL: Link _ stat_52.doc.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. URL: Link.
Иванов С.Ю., Иванов А.С. Образование: ракурсы и грани // Alma mater. 2009. № 2. С. 59.
Ильина Н.А., Дмитриев И.В., Корнеева Т.Б. Образовательные компетенции в дистанционном обучении. URL: Link.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. URL: Link.
Ларин С.Н., Лазарева Л.Ю. Применение сетевых технологий и новых методов структуризации дидактического контента для повышения эффективности образовательного процесса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 20. С. 45–53.
Папонова Н.Е. Обучение персонала компании: практическое пособие. М.: Финпресс, 2011. 176 с.
Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты). М.: ИИО РАО, 2007. 234 с.
Розет Э., Воган Фрази Р. Возможности смешанного обучения // E-Learning World. 2006. № 1. С. 51.
Садовская Е.А. Профессиональная компетентность будущих преподавателей-исследователей университета: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Педагогика высшей школы». Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. 50 с.
Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: КноРус, 2011. 432 с.
Стебеняева Т.В., Худолей Г.С., Ларина Т.С. Оценка профессиональной компетентности обучаемых специалистов в системе непрерывного профессионального образования. URL: Link.
Фурсенко А.А. О реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования // Alma mater. 2006. № 1. С. 21–25.
Хрусталёв Е.Ю., Баранова Н.М. Интеллектуальные семантические модели для повышения качества образовательных и научно-исследовательских процессов // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 35. С.2–10.
Хрусталёв Е.Ю., Ларин С.Н. Использование информационных ресурсов и технологий для стимулирования инновационного развития экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 32. С. 2–11.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.
Шадриков В.Д., Шемет И.С. Информационные технологии в образовании: плюсы и минусы // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 61–65.
Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориен-тированному образованию. URL: Link.