Ларин С.Н.кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Российская Федерация sergey77707@rambler.ru
Жилякова Е.В.кандидат экономических наук, советник федерального государственного бюджетного учреждения «Российский гуманитарный научный фонд», Москва, Российская Федерация lenag@rfh.ru
Предмет/тема. Следствием модернизации сферы образования в России стало активное внедрение в процесс обучения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в качестве инновационных составляющих для формирования и разработки современных образовательных технологий (СОТ). Однако далеко не все ЭОР по своим качественным характеристикам полностью отвечают требованиям ФГОС и других нормативных документов. Предметом статьи является экспертная оценка качества разработки ЭОР. Цели/задачи. В этой связи основная задача данной статьи заключается не только в выборе инструментария для экспертной оценки качества разработки ЭОР, но и методов для обоснования независимости экспертных оценок. Экспертная оценка качества разработки ЭОР является специальным исследованием, для проведения которого должны использоваться современный инструментарий, позволяющий получать научно обоснованные и проверяемые результаты. Методология. Для решения указанной задачи в работе использовались основные положения теории экспертных оценок, структурированное представление дидактического контента средствами ЭОР, инструментарий математической статистики, распределение независимых случайных величин и непараметрические методы для оценки тесноты связи, а также ранговые коэффициенты Спирмена и Кендалла. Результаты. В ходе проведения исследований установлено, что экспертная функция является одной из важнейших и общепризнанных в педагогической практике. Решена проблема научной обоснованности независимости экспертных оценок и выбора соответствующего инструментария для экспертной оценки качества разработки ЭОР. Подтверждены гипотезы о независимости оценок экспертов и слабой зависимости между изучаемыми мнениями экспертов. Выводы/значимость. В эпоху информатизации роль экспертизы существенным образом меняется. Из элемента обоснования управленческого решения она превращается в важный и значимый социальный институт оценки качества и начинает играть существенную роль в жизнедеятельности общества, в том числе и в сфере образования. Описанные в статье методы и математический аппарат могут использоваться для экспертной оценки качества разработки ЭОР.
Ключевые слова: сфера образования, электронные образовательные ресурсы, дидактический контент, экспертная оценка, независимость экспертных оценок, аппарат математической статистики, непараметрические методы, оценка тесноты связи оценок
Список литературы:
Валеев Г.Х. Экспертиза квалификационных научных исследований. М.: Логос, 2005. 112 с.
Гусева А.И., Гаврилов С.И., Тихомирова А.Н. Модель управления качеством информационно-образовательных ресурсов // Программные продукты и системы. 2010. № 1. С. 146–149.
Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. М.: Экономика, 2001. 133 с.
Жилякова Е.В. Методы экспертной обработки по принципу согласованности с оценками большинства // Обозрение прикладной и промышленной математики. 2006. Т. 13. Вып. 3. С. 532–534.
Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 336 с.
Кендал М. Ранговые корреляции. М.: Статистика, 1975. 216 с.
Кендал М., Стюарт А. Статистические выводы и связи. М.: Наука, 1973. 899 с.
Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. М.: Физматлит, 2006. 816 с.
Косолапов Н. Политика, экспертиза, общество: узлы взаимозависимости // Pro et Contra, 2003. Т. 8. № 26. С. 18–31.
Крамер Г. Математические методы статистики. М.: Мир, 1976. 648 с.
Ларин С.Н., Жилякова Е.В. Пути совершенствования механизмов независимой экспертизы и финансовой поддержки инициативных научных исследований // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 35. С. 11–20.
Ларин С.Н., Малков У.Х., Баранова Н.М. Экспертная система оценки инновационных и технологических качеств электронных образовательных ресурсов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 25. С. 54–59.
Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: УРСС, 2010. 224 с.
Нестеров А.В. Основы экспертно-исследовательской деятельности. М.: ВШЭ, 2009. 163 с.
Орлов А.И. Прикладная статистика. М.: Экзамен, 2006. 672 с.
Организация профессиональной и общественной экспертизы программ развития и образовательных программ учреждений общего образования: учебно-методический комплект / сост. и ред. Т.А. Мерцалова, С.Г. Косарецкий. М.: АСОУ, 2006. 192 с.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. М.: Академия, 2007. 368 с.
Синаторов С.В. Электронные образовательные ресурсы: классификация, требования к ним и принципы их разработки. URL: Link.
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2006. 88 с.
Филиппов А.Ф. Участь эксперта // Отечественные записки. 2003. № 1. C. 7–15.
Файзильберг Л.С. Обучаемая система поддержки коллективного решения группы независимых экспертов // Управляющие системы и машины. 2003. № 4. С. 62–67.