Ларин С.Н.кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Российская Федерация sergey77707@rambler.ru
Соколов Н.А.кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Российская Федерация sokolov@cemi.rssi.ru
Предмет/тема. В статье обоснованы методические подходы и возможности использования информационных потоков образовательных сред высших учебных заведений в качестве педагогического инструментария в рамках современных образовательных технологий (СОТ). Основным предметом исследования является изучение влияния информатизации сферы высшего образования на повышение уровня профессиональных знаний обучаемых за счет использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в образовательном процессе. Цели/задачи. Авторы стремились показать некоторые пути решения основных проблем информатизации образовательных сред вузов на основе выбора подходов и методов формализованного представления знаний, формирования алгоритмов их использования, а также создания информационных баз знаний. Для этого предложено создать в вузе информационную образовательную среду (ИОС), в которой возможно моделировать не только сам процесс обучения, но и различные методики обучения. Методология. В качестве педагогического инструментария для формализации структуры дидактического контента знаний в потоках информации образовательных сред использованы модели адаптивной (управляемой) навигации, при этом порядок переходов между информационными потоками определяется сценариями обучения. В основу реализации сценарного подхода положено создание информационных баз знаний по предметным областям (ПО) образовательных дисциплин и формализованное представление знаний обучаемого и знаний, содержащихся в дидактическом контенте информационных потоков электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в составе СОТ. Результаты. В статье в формализованном виде представлены упрощенная модель знаний обучаемого и модель предметных знаний. На основе этих моделей сформирована модель адаптивной навигации для оценки уровня знаний обучаемого с учетом логики изучения дидактического контента знаний, представленных в информационных потоках ЭОР в составе СОТ. Выводы/значимость. Использование описанных выше методов, моделей и алгоритмов их реализации в качестве педагогического инструментария СОТ позволяют значительно повысить уровень знаний обучаемых на основе информационных потоков дидактического контента ЭОР.
Ключевые слова: сфера образования, информатизация, современные образовательные технологии, электронные образовательные ресурсы, дидактический контент, модель адаптивной навигации
Список литературы:
Алфеева Е.Л. Методическая система организации структурированных информационных ресурсов в образовании // Педагогическая информатика. 2006. № 5. С. 44–52.
Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании. М.: Феникс, 2010. 315 с.
Грицюк С.Н., Мирзоева Е.В., Лысенко В.В. Математические методы и модели в экономике: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 348 с.
Ефремов О.Ю. Педагогика. СПб.: Питер, 2010. 352 с.
Князева М.Д., Трапезников С.Н. Информационные технологии в образовании: Компьютерное сопровождение образовательного процесса: монография. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2010. 220 с.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. М.: Каро, 2008. 368 с.
Коноплева И.А., Хохлова О.А., Денисов А.В. Информационные технологии. М.: Проспект, 2011. 328 с.
Ларин С.Н., Соколов Н.А. Аксиоматическая модель дидактического контента знаний предметной области образовательных дисциплин // Обозрение прикладной и промышленной математики. 2014. Т. 21. Вып. 4. С. 374–375.
Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: УРСС, 2010. 224 с.
Молокова А.В., Молоков Ю.Г. Изменение характеристик образовательного процесса в условиях его информатизации // Философия образования. 2006. № 3. С. 51–58.
Мордвинов В.А. Онтология моделирования и проектирования семантических информационных систем и порталов: справочное пособие. М.: МИРЭА. 2005. 237 с.
Панченко Т.В. Генетические алгоритмы / под ред. Ю.Ю. Тарасевича. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2007. 48 c.
Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М.: Педагогический поиск, 2007. 167 с.
Попков В.А., Коржуев А.В. Современная теория обучения: общенаучная интерпретация. М.: Академический проект, 2009. 185 с.
Попов А.М., Сотников В.Н. Экономико-математические методы и модели. М.: Юрайт, 2013. 479 с.
Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования. М: ИИО РАО, 2008. 274 с.
Рудинский И.Д. Подготовка специалистов в области формально-структурного описания, исследования и организации педагогического тестирования знаний. М.: ИИО РАО, 2005. 36 с.
Седова Н.Е. Основы практической педагогики. М.: Сфера, 2008. 192 с.
Современные образовательные технологии / под ред. Н.В. Бордовской. М.: КноРус, 2011. 432 с.
Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем. Челябинск: Изд-во ЧГИ, 2008. 279 с.
Larin S.N., Stebenyaeva T.V. Assessment of the effectiveness of modern information and communication technologies and electronic educational resources based on formal models // European Applied Studies: modern approaches in scientific researches. ORT Publishing. Stuttgart. 2013. № 1. P. 110–113.