Матушкина Н.А.кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт экономики УрО РАН, Екатеринбург, Российская Федерация ma_natalia@mail.ru
Предмет/тема. В статье рассматриваются проблемы привлечения инвестиций для модернизации региональной транспортной инфраструктуры страны. Задачей государства является обеспечение национальных интересов и организация комплексного развития инфраструктуры с учетом потребностей населения и бизнеса, однако ее невозможно реализовать только за счет бюджетных средств, в то время как для частного капитала большинство транспортных проектов не являются привлекательными. Кроме того, возможности привлечения инвестиций могут существенно различаться для разных регионов страны. Цель/задачи. Целью исследования является анализ тенденций инвестирования и условий, влияющих на инвестиционную привлекательность регионов, выявление приоритетных направлений привлечения частных инвестиций в транспортные инфраструктурные проекты. Методы. Автором были использованы методы сравнительного, логического и экономико-статистического анализа. Результаты. В работе проведен комплексный анализ динамики объемов инвестиций в экономику и транспортный комплекс Свердловской области, сделана оценка инвестиционного климата этого промышленно развитого региона. Рассмотрены особенности транспортных инфраструктурных проектов, влияющие на их привлекательность для частного капитала. Выводы. Свердловская область обладает высоким собственным инвестиционным потенциалом и благоприятными условиями для привлечения инвестиций по сравнению не только с сопредельными территориями Урала, но с большинством регионов России. Автором определены некоторые виды транспортных инфраструктурных проектов, для реализации которых (полностью или частично) целесообразно привлечение частного капитала на основе использования механизмов ГЧП. Показано, что в условиях жесткой нехватки инвестиционных ресурсов задачей органов как федеральной, так и региональной власти является обеспечение условий для повышения привлекательности и снижения рисков участия в таких проектах частных инвесторов.
Ключевые слова: инвестиции, транспортная инфраструктура, государственно-частное партнерство, инвестиционный климат
Список литературы:
Матушкина Н.А., Аверина Л.М. Подходы к исследованию развития региональной транспортной инфраструктуры // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 22. С. 11–19.
Стратегия социально-экономического развития Свердловской области до 2020 г. URL: Link.
Аганбегян А. О сбалансированности уровня экономического развития и социальной сферы в России. URL: Link.
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. URL: Link.
Сухарев О.С. Индустриальная политика и развитие транспортной инфраструктуры в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 1. С. 2–20.
Столбова А., Гайван Е., Кабалинский Д. Инвестиционная привлекательность регионов – 2014: бремя управления. URL: Link.
Анализ инвестиционной привлекательности регионов Урала: экспертный взгляд. URL: Link.
Путин В.В. О повышении инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и создании благоприятных условий для развития бизнеса. Стенографический отчет о заседании Государственного Совета. URL: Link. 27.12.2012.
Шафран А. Свердловская область заняла 4-е место в России по развитию ГЧП. URL: Link.
Ким Е.С., Вертопрахов Д.Ю. Транспортная инфраструктура Сахалинской области и иностранные инвестиции: современное состояние и перспективы // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 21. С. 38–45.
Полянская И.Г., Игнатьева М.Н., Юрак В.В. Институциональные основы арктического недропользования и социально-экономическое развитие территорий. URL: Link.
Татаркин А.И., Логинов В.Г., Балашенко В.В. и др. Формирование нового подхода к освоению природного потенциала северных территорий. URL: Link.
Скворцова Г.Г. Проблемы внедрения механизмов государственно-частного партнерства в развитии транспортной инфраструктуры. URL: Link.
Литвяков С.С. Развитие инструментов финансирования проектов ГЧП в сфере транспортной инфраструктуры в России // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2013. № 4 (18). С. 101–108.
Тулупникова Ю.В. Инвестиции в инфраструктуру и проблемы их финансирования / Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право: материалы Международной научно-практической конференции. Новосибирск, Армавир, Саратов: Изд-во Академии управления, 2015. С. 97–100.
Немчанинова М.А., Дербас Н.В. Обоснование концессионного подхода в инвестиционной политике транспортного сектора экономики // Транспортное дело России. 2012. № 3. С. 99–100.
Халтурин Р.А. Особенности государственно-частного партнерства при реализации проектов транспортной инфраструктуры // Вестник Института экономики РАН. 2014. № 3. С. 152–159.
Милякова Л.В., Смирнова Н.В. Государственно – частное партнерство как инструмент реализации инфраструктурных проектов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3-1. С. 215–219.
Матушкина Н.А., Аверина Л.М. Государственно-частное партнерство в развитии и эксплуатации транспортной инфраструктуры // Труды V Всероссийского симпозиума по экономической теории. Т. 2. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2012. С. 161–164.
Литвяков С.С. Отбор и оценка эффективности проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры для их реализации на основе государственно-частного партнерства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 44. С. 36–47.