+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Стратегическая маркетинговая адаптация российских вузов в динамичной среде

т. 11, вып. 27, июль 2015

Получена: 18.03.2015

Получена в доработанном виде: 10.04.2015

Одобрена: 26.04.2015

Доступна онлайн: 30.07.2015

Рубрика: Приоритеты России

Страницы: 12-22

Мушкетова Н.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация 
nmushketova@yandex.ru

Тема. Статья посвящена разработке маркетинговой стратегии для вуза, действующего в условиях динамичной среды. Актуальность проблемы определяется тем, что современным региональным вузам приходится сталкиваться с государственной образовательной политикой, направленной на сокращение количества вузов и их филиалов, снижением финансирования, обострением конкуренции на региональном, национальном и мировом рынках, ростом значимости международных и национальных рейтингов, демографическими и социальными вызовами.
     Цели и задачи. Исследование проведено с целью разработки стратегии маркетинговой адаптации российских вузов через решение следующих задач: анализ стратегического маркетингового планирования, характеристика и классификация маркетинговых стратегий; обоснование выбора маркетинговой стратегии.
     Методология. В настоящей работе с помощью системного подхода проанализированы различные аспекты стратегического маркетингового планирования вуза, на основании результатов маркетинговых исследований рынка образовательных услуг вузов определены критерии выбора той или иной маркетинговой стратегии.
     Результаты. Сформулирован комплекс маркетинговых стратегий, позволяющих вузу адаптироваться в современной динамичной маркетинговой среде.
     Значимость. В рамках системы маркетинговых стратегий региональные вузы на различных уровнях управления определяют стратегические цели, сгруппированные по сферам достижения и в соответствии с разработанными критериями в следующих блоках: экономическом (выход на более высокий уровень рентабельности образовательных услуг); потребительском (рост доли рынка; рост доли повторных покупок образовательных услуг и др.); производственном (повышение качества услуг и приведение в соответствие с ценой); коммуникационном (рост числа положительных упоминаний в СМИ, повышение узнавания бренда, положительные ассоциации с брендом и др.); кадровом (горизонтальный и вертикальный рост ППС и т.п.). Все это дает вузам возможность адаптироваться к изменениям в подсистемах среды маркетинговой деятельности.

Ключевые слова: образовательная услуга, маркетинг, стратегия, маркетинговые цели, целевая аудитория

Список литературы:

  1. Боровская М.А., Масыч М.А. Стратегия инновационно ориентированного управления развитием технического университета: монография. Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного радиотехнического университета, 2006. 198 с.
  2. Бочарова О. Высшее образование в России: вертикальная мобильность и социальная защита // Высшее образование в России. 2002. № 1. С. 34–39.
  3. Карпов Е.Б., Дементьев М.Б., Селезнева А.В., Чукин А.Н. Маркетинг образовательных услуг на основе анализа геополитического положения региона. URL: Link.
  4. Ландреви Ж., Леви Ж., Линдон Д. Меркатор. Теория и практика маркетинга / пер. с франц. В 2 т. Т. 2. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2006. 1168 с.
  5. Ломовцева О.А., Владыка М.В. Институционально-инновационные изменения системы национального высшего образования: возможности и вызовы современности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 2. С. 2–9.
  6. Мушкетова Н.С. Организация инновационного развития университета в экономической среде // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 28. С. 56–64.
  7. Озерова О.К., Кобыща В.В. Заочное высшее профессиональное образование в России: общая характеристика (2005–2010 гг.) // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 246–256.
  8. Платонова Т.О. Влияние конкуренции на рынке образовательных услуг на формирование конкурентных преимуществ высших учебных заведений // Управление экономическими системами. 2012. № 10. URL: Link.
  9. Полусмакова Н.С., Трубина В.С. Модель системы управления региональным маркетингом // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 35. С. 55–59.
  10. Рубин Ю., Коваленко А., Леденев В. Конкуренция вузов на российском образовательном рынке // Вузовский вестник. 2010. № 7. С. 10–11.
  11. Сухенко Н.В. Образовательные услуги вузов // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 2. URL: Link.
  12. Аракелова И.В. Cовременные формы конкуренции в малом предпринимательстве: маркетинговый аспект // Современная экономика: проблемы и решения. 2013. № 7. С. 77–83.
  13. Прогноз развития высшего образования в России: 2009–2011 гг. / под ред. Т.Л. Клячко. М.: МАКС Пресс, 2009. 356 с.
  14. Тимофеева Г.В., Мушкетова Н.С. Рынок образовательных услуг вузов: анализ предложения и спроса // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 27. С. 44–55.
  15. Антоненко В.В. Зависимость дохода экономически активного населения Волгоградской области от уровня образования: статистический анализ // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 37. С. 31–38.
  16. Мельник Т.И. К вопросу о подготовке специалистов, востребованных на региональном рынке труда // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 30. С. 59–64.
  17. Салми Д., Фрумин И. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса. URL: Link.
  18. Владимиров А.И. О стратегическом планировании и управлении в вузе. М.: Недра, 2012. 168 с.
  19. Кудрявенкова О.Л., Волохин С.Б. Особенности рынка образовательных услуг крупного промышленного города: посткризисные векторы развития высшего профессионального образования // Экономический журнал. 2010. № 17. С. 85–90.
  20. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер Ком, 1999. 416 с.
  21. Екшикеев Т.К. Конкурентные стратегии вуза // Проблемы современной экономики. 2009. № 3. URL: Link.
  22. Фадеев В.А. Характеристика маркетинговых стратегий предприятий при разработке маркетинговой политики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2012. № 2. URL: Link.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала