Клыпин А.В.кандидат экономических наук, заведующий сектором социально-экономических проблем развития научно-технологической сферы, Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере, Москва, Российская Федерация klypin@riep.ru
Тема. В начале XXI в. развитие инноваций стало важным элементом реформирования российской экономики. Однако значительных результатов в этом деле на сегодняшний день не достигнуто. В стране имеется высокая зависимость от импорта высокотехнологичной продукции и средств производства. Предметом исследования является процесс формирования Национальной технологической инициативы России (НТИ) как нового направления научно-технической политики в стране, начало развития которому положено в середине 2014 г. Цели. Целью работы является выявление основных проблем, которые гипотетически могут возникнуть в процессе реализации НТИ. При этом автор исходил из необходимости определения причин каждой из проблем и выработки предложений по их нивелированию. Методология.В основе методологии лежит анализ задач реализации Национальной технологической инициативы, обозначенных руководством страны, а также сопоставление двух подходов в формировании НТИ: Российской академии наук и Агентства стратегических инициатив. Результаты. Выведено определение НТИ. Обозначены проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации НТИ, связанные с неиспользованием уже действующей инфраструктуры; отсутствием четкой системы связей между объектами инновационной, научной и образовательной инфраструктур; излишней абсолютизацией роли частного бизнеса; неопределенностью принципов отбора в консорциумы, а также сфер ответственности федеральных органов исполнительной власти, управляющих реализацией НТИ. Предложены меры по разрешению указанных проблем. Выводы и значимость.Основным выводом можно считать заключение, что в текущих условиях НТИ должна строиться не исключительно под экспортные рынки, а, в первую очередь, под социально-экономические потребности страны с учетом возможных достижений фундаментальной науки. Результаты исследования могут быть использованы в разработке концептуальных и программных документов в рамках реализации НТИ, а также в целях принятия оптимальных управленческих решений по формированию и реализации масштабных государственных научно-технологических проектов.
Фролов А.С. Проблемы планирования научно-технологического развития на государственном уровне // Проблемы прогнозирования. 2014. № 6. С. 90. С.79–91.
Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика. 2010. 255 с.
Жимиров В.Н., Оль Е.М., Реуф В.М. Современное государство: к вопросу об основных функциях // Мир политики и социологии. 2012. № 9. С. 42–47.
Ельцов А.В. Природа и сущность государства как основания выделения системообразующих функций государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 4. С. 3–6.
Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. кол. академик РАН В.Л. Макаров и д.э.н. А.Е. Варшавский. М.: Наука, 2001. 636 с.
Николаева И.П., Джинджолия О.А. Формирование предпринимательского климата в России // Предпринимательство. 2010. Т. 10. № 13. С. 31–37.
Имаева Г.Р. Предпринимательский климат в России и формирующие его факторы: социологический анализ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 2. С. 114–121.
Грив Г., Роули Т., Шипилов А. Преимущество сетей: как извлечь максимальную пользу из альянсов и партнерских отношений / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2014. 259 с.
Воронина Л.А., Ратнер С.В. Научно-инновационные сети в России. М.: ИНФРА-М, 2010. 256 с.
Булярский С.В. Консорциум как коллективный участник инновационной деятельности / С.В. Булярский, С.А. Булярская // Регионология. 2008. № 4. С. 207–214.